Далеко и дорого. Главные проблемы бизнеса в Братске по версии нового президента Союза промышленников и предпринимателей

Союз промышленников и предпринимателей Братска в скором времени может вновь громко о себе заявить. В руководстве некоммерческого партнёрства городских бизнесменов произошли изменения после того, как скоропостижно ушёл из жизни её прежний президент Дмитрий Ступин. На место руководителя Союза был единогласно избран руководитель одного из городских хлебозаводов Денис Кожеуров.

Денису Кожеурову 40 лет. В Братске он известен не только бизнес-сообществу, но и рядовым горожанам. Пять лет он исполнял обязанности депутата городской Думы от одного из избирательных округов Падунского района, возглавлял депутатскую комиссию по муниципальной собственности.

"Город" пообщался с новым президентом Союза промышленников и предпринимателей и узнал, что по мнению его руководителя, мешает развиваться братскому бизнесу, делать его продукцию более конкурентоспособной, почему минимальный размер оплаты труда хорош для людей, но тормозит экономику города, и немного затронули тему бушующей пандемии коронавируса — эхо её доносится и до Братска.

Денис Кожеуров (фото: пресс-служба администрации Братска)

"Город":  - Многие воспринимают Союз промышленников и предпринимателей Братска просто как клуб по интересам, который не приносит ощутимой пользы. Какие у него задачи?

Денис Кожеуров: Ну а почему промышленники и предприниматели не могут создать свой клуб по интересам? Другой вопрос, что у него должны быть какие-то функции, которые были бы полезны. Функции Союза может и не особо заметны, однако очень важны. Главная функция — информационная. В связи с тем, что законодательство в России и мире меняется быстро, то все члены Союза промышленников должны обладать информацией о таких изменениях. Это касается и налогового, таможенного законодательства и так далее. Отсюда уже вытекает защитная функция. От избыточного внимания со стороны контролирующих и проверяющих органов, органов государственной власти. Иногда такое избыточное контролирование приводит к бедам в бизнесе.

Такое взаимодействие предпринимателей в рамках Союза всегда было. Все общались между собой, вырабатывали общую стратегию, обсуждали изменения в налоговом законодательстве, какие-то новшества, решения арбитражных судов, пользовались услугами общих юристов, чтобы минимизировать ущерб от этих налоговых проверок и издержки на юридическую помощь.

— Планируете что-то новое привнести?

Одно из моих предложений — организовать работу юристов не на уровне предприятий, а на уровне самого Союза. Так будет удобнее всем. И больше внимания уделить обучению предпринимателей. Можно ведь кому-то съездить в Москву или в Иркутск на какой-то бизнес-тренинг, а можно в Братск пригласить бизнес-тренера и уже здесь для всех членов Союза организовать с ним встречу.

— В одном из недавних интервью вы упомянули, что ряды Союза за последнее время поредели, участников стало меньше. Сколько их было? И почему стало меньше?

На заседаниях Союза промышленников и предпринимателей я стал присутствовать где-то с 2009-2010 годов. Помню, что тогда было порядка 50 участников. На сегодняшний момент число участников снизилось до 23-х. Кто-то посчитал своим долгом уйти, кто-то закрыл бизнес в Братске или закрылся вообще. Абсолютно разные причины.

— Каких больше всё-таки: тех кто просто вышел или закрылся?

Тех, кто просто вышел и не нашёл смысла дальше работать. Тем не менее одна из функций Союза  — налаживать взаимодействие, как с органами местного самоуправления, так и с органами государственной власти. То есть мы видим, проблемы, мы их обозначаем и выносим или на местный уровень, или на областной и федеральный. Чтобы каждый предприниматель не решал проблемы в одиночку. Мы формируем перечень проблем и направляем его в органы государственной власти или в органы местного самоуправления. Уже с вариантами решения.

Заседание СППБ, на котором избрали нового президента (фото: пресс-служба администрации Братска)

— Если бы формировали такое перечень сейчас, какие бы вы туда проблемы прописали?

Основные проблемы сформировались не сейчас. И типичны они не только для Братска, но и для небольших городов, для городов северных территорий. Первая проблема — это логистика. Мы находимся в суровых климатических условиях и логистически мы находимся в удалении от крупных административных и федеральных центров. При этом логистика составляет довольно большую часть стоимости как сырья, которое поступает на предприятия, так и готового продукта. Если мы начинаем работать на удалённые рынки, логистика забирает очень много.

— Но мы же не можем изменить географическое положение Братска…

Но мы же сейчас говорим  о вариантах решения. К примеру, если будет качественная дорога, например, между Красноярском и Братском, то это решит часть логистических проблем. Сейчас в каком-то исполнении автомобильная дорога есть, но говорить о её полноценной работе нельзя. Если через Тулун дорога составляет до Красноярска 1100 километров, то напрямую она будет примерно 600 километров, что уже сократит издержки. Тут даже речь не просто о плохом качестве дороги. Речь идёт о логистической сложности, как таковой. Точно такие же проблемы с железной дорогой. Если их решить, будет попроще.

Второе — это кадровый голод. Из Братска наблюдается отток молодых специалистов, отток опытных специалистов, которые себя зарекомендовали на рынке труда. Кадровый голод, конечно, существенно влияет на развитие бизнеса в Братске. С ним мы встречаемся практически в любой сфере городского предпринимательства.

— Можно ли проблему нехватки кадров решить в краткосрочной или среднесрочной перспективе? Или её в принципе решить сейчас нереально, потому что она зависит от множества факторов?

Я обозначал эту проблему на встречах с предпринимателями и с руководителями учебных заведений. Среднее профессиональное образование у нас относится к ведению правительства Иркутской области, поэтому здесь нужно строить диалог с региональной властью: правительством, депутатами Законодательного собрания, чтобы вырабатывать какую-то стратегию развития среднеспециальных образовательных учреждений. Средний и мелкий бизнес не может создавать для себя учебные центры, как допустим, делают крупные градообразующие предприятия, и где они готовят себе кадры. Привлекать специалистов из других городов и регионов тоже затратно.

— Если вы говорите о сузах, получается, что местный бизнес большую потребность испытывает именно в квалифицированных рабочих кадрах?

Да

— Логистика, нехватка рабочих кадров. Что-нибудь ещё?

На территории города Братска минимальный размер оплаты труда значительно выше, чем на территории большей части страны. Он составляет более 23 тысяч рублей, потому что город находится на территории, приравненной к Крайнему Северу (МРОТ в России составляет 12 130 рублей, в Братске с учётом районного и северного коэффициентов он больше почти в два раза — прим. ред.). Это обстоятельство накладывает определённое ограничение на бизнес, ведь мы находимся в неравных экономических условиях с другими игроками рынка. Если представить, что одно и то же производство налажено и в том же Тулуне, и в Братске, то в Тулуне оно более конкрурентноспособно, потому что меньше издержки: и местоположение ближе к крупным городам, и издержки на зарплату сотрудникам меньше.

— Вряд ли предложение вывести Братск из территорий, приравненных к Крайнему Северу найдёт поддержку властей и горожан. Это было бы радикальным решением проблемы.

Поддержки такие меры, конечно, не найдут. И этого не будет. Но мы в данном случае говорим о сложностях, которые влияют на конкурентоспособность, а не о самом решении.

— То есть малый и средний бизнес для Братска не может стать градообразующим, потому что здесь всё очень дорого производить? И он никак не сможет выйти за пределы той модели, когда градообразующие предприятия формируют экономику города, а остальной бизнес просто вокруг него формируется.

Да. Но у нас есть исключения, есть предприятия, которые успешно торгуют и на за рубежных, и на внутренних ранках. Городские предприниматели изыскивают резервы, обновляют оборудование, готовят сами новых специалистов, помогают в их обучении. Предприниматели в Братске не сидят на месте.

— Вы сейчас говорите о предприятиях, которые производят топливные пеллеты (биотопливо из древесных отходов, идёт на экспорт — прим. ред)?

В том числе. Но можно также отметить и компанию "Рубеж", которая сейчас не является членом Союза промышленников, но успешно работают в сфере информационных технологий. ("Рубеж" разрабатывает решения по охране объектов, а также занимается производством оборудования для этих целей — прим. ред.)

— Будете обратно приглашать "Рубеж" в Союз?

Обязательно. Сейчас возобновление сотрудничества с многими предприятиями связано с юридическими тонкостями.

— Снижается или увеличивается доля местных предпринимателей в отчислении налогов в городской бюджет?

Снижается. Последние несколько лет существуют очень серьёзные налоговые проверки в отношении предпринимателей города Братска. Это уже привело к тому, что люди стали перерегистрировать свой бизнес в других регионах.

— Это исключительно братская проблема?

Это проблема маленьких городов. Чем больше город, тем проще оставаться незаметным — там "трава повыше". Больше предприятий — налогооблагаемая база выше, платится налогов во все бюджеты больше. Налоговым органам задачи ставятся немного другие в больших городах. Лично знаю предприятия города, которые налоги платят в других регионах, хотя основное производство находится здесь.

— То есть в маленьких городах налоговые органы стараются, что называется, законным путём "выжать все соки" из предприятий, потому что налогооблагаемая база небольшая, а наполнять бюджет как-то надо.

Да. Это приводит к тому, что за пределы Братска в другие регионы уходит, например, налог на доходы физических лиц. И таких предприятий в городе, к сожалению, много.

— И как это может исправить?

Конечно, ни Союз промышленников, ни кто-то ещё не может уговорить налоговые органы с какого-то момента начать проверять бизнес по-другому. И тут мы переходим к информационно-консультационной функции Союза, о которой я уже говорил. Предприятия должны получать информацию о том, какими законными способами можно сократить подобного рода издержки и не потерять прибыль. Если такую стратегию выработают все предприятия, то предприниматели могут сюда вернуться.

— Много разговоров идёт о том, что крупные компании и федеральные сети вытесняют с рынка в Братске местных предпринимателей. Что вы об этом думаете?

Это текущие реалии бизнеса. Мы все работаем в едином рыночном пространстве. Везде действуют законы рынка, если мы не говорим о монополиях, о лоббировании интересов или незаконных каких-то действиях. Да, пришли сети. Если вы сможете с ними ужиться, если вы можете пойти на их условия и сможете соответствовать их качеству, вы тоже останетесь на рынке. Если нет, то значит с рынка вы уйдёте. Это не хорошо и не плохо. Такова реальность. Много мелких магазинов закрылось, правда. Но мы же знаем, что человек, например, за коробком спичек или жевательной резинкой не пойдёт в гипермаркет. Он пойдёт в магазин у дома. Значит магазину у дома нужно обеспечить человеку хороший ассортимент, качество и что ещё более важно — качественное обслуживание. Новые магазины показывают довольно высокое качество обслуживания, к чему надо стремиться и местным предпринимателям. На той же самой инвалидной коляске, либо с коляской с ребёнком гораздо проще пройти в крупные магазины. Но не в каждый магазин у дома ты зайдёшь с коляской, а тем более на коляске. Нужно стараться изменить себя и помнить, что при конкуренции выигрывает всегда потребитель.

— Давайте про коронавирус немного поговорим, который вызывает тревогу, но который в информационном поле уже многим надоел.

Если в информационном поле коронавирус уже давно на слуху, то на предпринимателей и производителей в Братске коронавирус не оказывал до этой недели серьёзного воздействия. Тут я говорю уже как руководитель предприятия.

— А что произошло на этой неделе?

Подтянулись очень цены на сырьё. В Москве и европейской части возник дефицит определённых продуктов. От нас пошёл отток. Соответственно, возник дефицит на рынке, поползли цены вверх. В конце той неделе я докладывал руководству города, что цены меняться не будут, и у моих поставщиков цены стабильны. Но в начале этой недели я уже получил несколько писем-уведомлений о повышении цен на составляющие, которые используются у меня на производстве. Часть продукции поставлялась из-за рубежа. Закрылись границы, её не стало — пошли цены наверх. Опять же отразилось и падение рубля именно на стоимости такой продукции. До начала этой недели всё казалось просто очередной сложностью, не более: походим в масках, почаще будем руки мыть. Сейчас не так.

— Какой совет можете дать?

Не нужно создавать лишний ажиотаж и лишний спрос. Я разговаривал с другими предпринимателями. Дефицита не ожидается. Сокращать поставки никто не планирует. Возможно, будет небольшой скачок цен. Но что-то прогнозировать в долгосрочной перспективе пока не берусь.

 

Источник:
15:50
556
ТК Город
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...