Как читать новости о коронавирусе и не заболеть. Об особенностях инфодемии, природе фейков и "удалёнке" рассказал братский психолог

Пандемия коронавируса — пожалуй, первое событие в мире, за которым всё население земного шара наблюдает в прямом эфире уже не первый месяц. Новости о новом вирусе, о заболевании, который он вызывает (COVID-19) и его последствиях появляются чуть ли не каждую секунду. Информационный поток, связанный с коронавирусом,  захлёстывает всех и каждого. Даже находясь относительно далеко от очагов пандемии, в Братске, ощущается её влияние: многие перешли на удалённую работу, реже стали выходить из дома и всё чаще стали натыкаться на недостоверную и даже сознательно искажённую информацию (фейки).

"Город" побеседовал с братским психологом Владимиром Самыкиным и узнал о природе фейков, о том, как без сложностей войти в режим самоизоляции и удалённой работы, чем занять детей и вообще, как в прямом смысле не подорвать здоровье, читая новости о коронавирусе.

Владимир Самыкин

"Город": — В последнее время все только и говорят, что о коронавирусе. После просмотра новостей на эту тему, наверное у всех появляется тревога, портится настроение. Можно ли как-то себя от этого уберечь?

Владимир Самыкин: К сожалению, не следить за такими новостями практически невозможно, как нельзя вот так "по заказу" взять и не думать о чём-то. Есть такое тренинговое упражнение, когда тренер говорит: "закройте глаза, представьте себе жёлтую хромую обезьяну, представили? А теперь попробуйте о ней не думать хотя бы 15 секунд". Естественно это ни у кого не получится. С короновирусом тоже самое, он буквально навис над нами. Журналисты сами на этот вирус "надели корону", плюс события разворачивались достаточно стремительно и драматично, и всё это удерживает внимание. Но мне кажется, предел информационного терпения почти наступил, так как перегруженная психика уже не выдерживает темпа.

— Это, возможно, потому что в России, и тем более у нас в регионе ещё более-менее спокойно. 

Если мы будем каждый день в таком же объеме говорить, сколько ежедневно гибнет людей в ДТП — а их у нас точно больше, чем умерших от коронавируса — то люди станут серьезно опасаться ездить на машинах и на автобусах. Любую тему можно подогреть до состояния информационной эпидемии. При нынешнем развитии информационных технологий от потока новостей отгородиться практически невозможно. Главное — не паниковать, это ещё больше вредит здоровью.

— Почему?

Паника — это обширный стресс. А стресс всегда является одним из ключевых факторов ослабления иммунитета. Ослабевает иммунитет — попадаем в зону риска. Второй момент паники — она сужает сознание: эмоции захлёстывают. Это как сложить лист бумаги в трубку и смотреть через неё. Вы будете видеть только, тот кусочек реальности, что перед вами. На фоне паники человек рискует наломать дров и наделать ошибок в том чисел фатальных. Во время паники люди часто бегут навстречу опасности, а не от неё.

— Отчасти панические настроения передаются от тех, кто верит фейкам. Они расплодились в огромном количестве на фоне пандемии. Даже в Братске было несколько случаев. Совершенно непонятно, зачем эти фейки вбрасывать? Какой в этом смысл?

Это явление на стыке психологии и психиатрии. За последнее время расплодилось достаточное количество пранкеров (телефонные хулиганы, которые звонят "жертве" и доводят её до яркой ответной реакции, записи выкладывают в интернете — прим. ред.), блогеров-неудачников, которые не могут себе обеспечить аудиторию на каком-то позитиве или более сложном для производства и полезном для аудитории контенте. Но при этом у них есть потребность и желание получить лайки, заработать популярность. Это одна сторона. Вторая сторона. Есть своего рода информационные садисты. Вбрасывая фейки, они получают удовольствие, наслаждение от растерянности и паники жертв. Вытаскивают из уголков своего воспалённого воображения какую-то якобы новость и выкидывают в интернет, а потом следят за комментариями и за тем, какой она производит резонанс. 

— То есть им физически приятно наблюдать, как фейк распространяется и люди на него реагируют?

Да, очень приятно. Ну а часть фейков — это, конечно, от бестолковости и безграмотности. Наши блогеры, и прочие интернет-зеваки по всей видимости, плохо учили биологию, но все вдруг стали вирусологами, путая при этом бактерии с вирусами, у них всё смешалось в голове и фантазии и реальность. Если приглядеться, многие фейки — шаблонные. В Братске была история, как кого-то сняли с поезда с подозрением на коронавирус. Такая же новость, например, была в Смоленске. Не исключены лекала информационные, которые потом определенные люди просто наполняют местной спецификой.

В период пандемии госорганы всё чаще сами стали рассылать опровержения фейков

 

— А почему люди с такой лёгкостью готовы верить фейкам?

Потому что не имеют желания проверять информацию. Фейк — яркий. Эмоции берут вверх. Психика так устроена, что человек не может продуктивно переживать и одновременно продуктивно думать. Эмоции всегда захлёстывают, а "думалка" отключается, если примитивно говорить.

— Может быть ещё информации стало слишком много, и люди не успевают её анализировать?

Да, безусловно. Да и времени у многих нет, чтобы читать длинные тексты, статьи и что-то анализировать. Читают заголовок, впечатляются картинкой  и сразу, делают вывод.

— В таком случае, что же страшнее: коронавирус или информация о нём?

Конечно, информация. Вирусологи неоднократно высказывались, что сам по себе коронавирус не страшнее себе подобных. И глобальной опасности в плане здоровья для человечества он не представляет. Но стечение определённых обстоятельств, например, что целые государства оказались не готовы; плюс глобализация, когда перемещение между странами стало быстрым, и вирус буквально растащили по планете, привело к тому, что мы сейчас наблюдаем.

И ещё психологически срабатывает так называемый эффект смерти в прямом эфире. Мы постоянно видим счётчики, сколько заболело, сколько умерло, сколько выздоровело — всё это давит на психику. Сейчас любую тему можно взять и информационно «нагреть» до состояния пандемии. Кроме того, ощущение беспомощности, когда на ситуацию мы практически никак не можем повлиять. Если, например, проводить аналогию с той же статистикой аварий в автомобильном транспорте, то садясь за руль у нас есть ощущение, что мы можем контролировать ситуацию: рулить, тормозить и так далее. А коронавирус не видно, не понять с первого взгляда, кто болеет, кто нет. И появляется парализующий страх от того, что человек беззащитен перед обстоятельствами.

— В общем, лучше постоянно об это не думать. Давайте тогда поговорим о новой для многих удалённой работе и самоизоляции.

Я думаю, что для многих самоизоляция вполне может стать двухнедельным отпуском, который можно посвятить себе, своей семье и своему быту. Наоборот надо радоваться такой возможности. Тем более, что у нас пока явной такой угрозы нет, когда невозможно нос на улицу высунуть. Тут важно не драматизировать и не нагонять жути.

— Но ведь в изоляции надо же делать как-то работу. Многие к такой форме не привыкли.

Да, удалённая работа имеет одну главную трудность — трудность самоорганизации. Есть соблазн подольше поспать, подольше полежать, ничего не делая. Тут главный совет: распорядок дня нужно максимально приблизить к тому, что было на работе. Конечно, нет необходимости вставать в 6 утра, если этого не требуется, но и спать до 11 часов тоже не надо. Тем более такое положение вещей, как удалённая работа, -  не навсегда: всё равно когда-нибудь, как и прежде, придётся выходить на работу.

— А чем занять маленьких детей, которые не всегда понимают, что мама или папа одновременно и дома и на работе?

Среднестатистический дошкольник, он же не Маугли, которого в джунглях воспитывали волки. Дошкольник тоже "строится", он же ходит в детский сад. Игрушки и пластилин не закончились. Я к тому, что детей следует ограничить от компьютеров, телевизоров и гаджетов максимально и перейти на то, чтобы ребёнок что-то делал руками: рисовал, раскрашивал, мастерил. Чтобы по максимуму была занята моторика и сенсорные каналы. Зрительные канал и так уже перегружен компьютерами, телефонами и телевизорами, если мы это всё добавим ещё и во временную изоляцию, то детей мы подсадим жёстко на эти вещи. Родители, конечно, могут себя оправдывать, что они работают, "на удалёнке", времени заниматься ребёнком нет. Но ребёнку можно уделить 5-10 минут, дать задание и нормально работать,  а потом снова поменять ему задание. Это трудно, но лёгких путей, которые все ищут, нет. Быть родителем — это вообще очень сложная и ответственная роль.

— То есть совсем лишить детей гаджетов?

Полностью, конечно, нет. Но в режиме изоляции к этому нужно относиться внимательнее. Дайте ребёнку определённый лимит дневной. Например, полчаса в компьютере — потом какая-то деятельность, посмотрел мультфильм — чередуем с деятельностью, которая не связана с гаджетами. Тут родители должны сами определить по времени, сколько требуется ребёнку. Главное — правильно распланировать свой собственный день. И тогда времени хватит и на работу, и на детей. Вот этот "карантин" он и выявит родителей, которые рассматривают детские сады и школы только как "камеры хранения" для детей.

— А что думаете,  про дистанционное обучение, насколько оно может стать проблематичным для детей и родителей?

Если вы до всего этого не занимались ребёнком, то вам и сейчас сложно будет это делать, и у ребёнка будут проблемы с самоорганизацией. Если проблем с дисциплиной  и в освоении школьной программы не было, то их не возникнет и сейчас. Дистанционное обучение придумали не вчера. Многим так учиться удобнее и лучше. Вообще, мне кажется, что большей части детей новый опыт понравится. Но тут надо ещё посмотреть, как всё будет организовано со стороны образовательных организаций.

*****

По данным на 30 марта В Иркутской области выявлено 2 случая заражения коронавирусной инфекцией. Всего по России зафиксировано свыше 1,5 тысяч заражений. 8 человек скончалось, 64 выздоровело. По миру зарегистрирован более 680 тысяч случаев заражения, погибло 32 104 человека. Главными очагами пандемии сейчас являются США и Европа. 

Источник:
11:32
555
ТК Город
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...