«А с другой стороны при таких делах…»: экономика в условиях пандемии

У истории с коронавирусом есть специфические и даже во многом неожиданные стороны. Например, казалось бы, ситуация, когда «враг у ворот», нам вроде бы привычна. К ней готовили давно и настойчиво. И вот враг и впрямь у ворот, но… это не солдаты стран НАТО. Другой аспект: а как идет борьба с новой бедой, если посмотреть с другой стороны? Ну, то есть не только с организационно-медицинской, а с экономической. Чтобы смягчить социальные последствия пандемии, необходимы большие деньги. И вот…    

На встрече с предпринимателями 26 марта Владимир Путин отметил две главные проблемы. Первая: резкое падение цен на нефть. Вторая: коронавирус. Закавыка в том, что инициатором обрушения нефтяных цен фактически стала полугосударственная компания Роснефть. Разумеется, с ведома главы государства. Резоны – временно снизить цены, чтобы сделать нерентабельной добычу сланцевой нефти в США и, тем самым, закрепиться на мировых рынках и обеспечить новое повышение цен.  


Наш венесуэльский друг Николас Мадуро обвинен в содействии наркотрафику. Фото russiapost.su

Если бы, да кабы… Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Более несвоевременного момента для «нефтяных разборок» трудно найти. Сейчас крайне важно пополнять бюджет, ибо предстоят крайне дорогие меры социальной поддержки населения, включая малый бизнес, в условиях пандемии. А теперь вместо поступлений от нефти придется распечатывать «кубышку», то есть Фонд национального благосостояния (ФНБ). А при возникающих запросах от целых отраслей, которые фактически остановлены, денег надолго не хватит. 

И вот Роснефть избавляется от венесуэльских активов в пользу государственной компании (видимо, это Роснефтегаз, хотя официальной расшифровки на этот счет пока нет). Фактически деньги за продажу перекладываются из одного государственного кармана в другой. Зато Роснефть во главе с Игорем Сечиным, получает гипотетическую возможность избежать западных санкций. Они уже наложены на некоторых «дочек» Роснефти, а теперь, после того, как США официально выдвинули обвинение против президента Венесуэлы Николаса Мадуро в наркоторговле (повсеместное занятие латиноамериканских лидеров, включая пламенных революционеров), санкции могут быть расширены. Для нефтяных компаний это не пустой звук, поскольку речь идет не только (и даже не столько) о рынках сбыта, но о приобретении западных технологий в сфере нефтедобычи, до уровня которых России сейчас далеко.

Итак, нефть, которая еще 5 лет назад продавалась по 100 долларов за баррель, а затем несколько лет топталась вокруг 60 долларов, стремительно докатилась до 20 долларов. Для нас, так и не слезших с углеводородной иглы, это плохо вообще, а на фоне коронавируса – тем более. А тут еще и заморские операции, несущие бюджету ущерб, по некоторым оценкам, на многие миллиарды долларов. В частности, прозвучала оценочная цифра в 30 млрд «зеленых». Это, между прочим, более 2 трлн рублей.   

Неудивительно, что президент и правительство России пока крайне скупы  на социальную поддержку населения и всего негосударственного сектора. Сначала по причине недооценки опасностей коронавируса. Теперь… да просто потому, что возможности бюджета не столь велики, как хотелось бы. Во всяком случае, объем государственной помощи в России сейчас во много и даже в десятки раз меньше, чем в крупнейших государствах Западной Европы и, особенно, Северной Америки. 

Так, у нас речь идет пока всего лишь о возможности отсрочки малому бизнесу по налоговым платежам, да и то эти обещания еще не переведены в практическую плоскость. То есть затем, позже, все налоги придется возвращать. Для большинства это будет явно не под силу, и потому вместо отсрочки необходимо объявить каникулы, то есть простить, аннулировать налоги на период кризиса.


Андрей Белоусов предлагает беспроцентные кредиты: хорошо, но мало. Фото yandex.kz

Или вот, министр экономического развития РФ Андрей Белоусов обещает рассмотреть возможность (пока только рассмотреть возможность!) беспроцентных ссуд малому бизнесу для выплат заработной платы в частном секторе (речь, прежде всего, о малом и среднем бизнесе). И опять в правильном направлении, но недостаточно. Многим ли по силам вернуть даже беспроцентный кредит? Нет, если уж помогать, то безвозмездно (как это делают, например, в Америке с подачи Трампа).

Да, это накладно для бюджета, тем более что… возвращаемся к истории с ценами на нефть. И вообще к тому, что происходит уже многие годы (официальная версия – происходит правильное и хорошее). Впрочем, сейчас главное – конструктивность. А потому не до «разбора полетов», нужны решительные действия. И, как уже сказано, с другой, не медицинской стороны, они не менее востребованы.

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»   


00:16
470
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...