Ректор БГУ Виктор Игнатенко: танцы с бубном вместо обучения

Ректор БГУ Виктор Игнатенко: танцы с бубном вместо обучения

Не прекращается скандал вокруг нового врио ректора Байкальского государственного университета (бывшего нархоза) Виктора Игнатенко.

Игнатенко на должности всего двадцать дней, но уже развернул в университете масштабные преобразования. В защиту Игнатенко от критических статей внезапно выступил другой великий юрист Сергей Шишкин. Это удивительно само по себе, так как до сих пор два великих юриста друг друга банально не выносили. У нас есть версия на этот счет, но о ней в другой раз.

Текст Шишкина в его анонимном канале настолько эпичен, что мы не можем не процитировать его полностью. И для истории тоже полезно:

«Ровно 20 дней отработал в должности врио ректора БГУ мой коллега профессор Виктор Игнатенко. Что примечательного им сделано за эти дни? Во-первых, проведены два заседания Учёного совета по совершенно новым принципам. Проекты решений выставлялись на сайте вуза на всеобщее обозрение. Полные видеостенограммы заседаний также размещены на сайте. Продемонстрирована беспрецедентная гласность и открытость. Во-вторых, впервые в истории нархоза образованы два научно-исследовательских института: Институт правовых исследований и Институт социально-экономических проблем региона. В ближайшее время будут назначены директора этих Институтов. В-третьих, для работы с абитуриентами и старшеклассниками образована Малая юридическая академия, которая уже приступила к работе. Директором Малой юридической академии назначен полковник Владимир Моисеев. Также в аналогичных целях образована Малая академия экономики и управления. В-четвёртых, БГУ стал учредителем ваковского «Академического юридического журнала». В-пятых, в БГУ создан Центр региональных энциклопедий. В-шестых, с мэрией Иркутска достигнута договоренность о совместном с БГУ издании научно-популярного историко-краеведческого журнала. В настоящее время проводится регистрация журнала. В-седьмых, образована корпоративная радиостанция БГУ «Волна Байкала», которая начнёт свою деятельность в конце сентября — начале октября. В-восьмых, образована телекомпания БГУ «Байкал-TV». Найдено в центре города помещение для размещения этой телекомпании. Сейчас решаются организационные вопросы, закупается соответствующее оборудование. Свою работу телекомпания начнёт в октябре. В-девятых, создан Издательский Дом БГУ. Сейчас разрабатывается программа издательской деятельности на ближайшие три года. В-десятых, создан ректорский читальный зал. Определено просторное помещение, в котором сейчас ведутся ремонтные работы. Ректорский читальный зал будет открыт в конце сентября, комплектоваться он будет за счёт личных средств Виктора Игнатенко и фондов его личной библиотеки. Зададимся другим вопросом: что не сделано Виктором Игнатенко за первые 20 дней работы? Во-первых, никого не уволил из БГУ по инициативе администрации. Фейки о массовых увольнениях остаются фейками. Во-вторых, не трудоустроил в БГУ ни одного своего родственника; В-третьих, нигде публично не критиковал Татьяну Музычук. В-четвёртых, публично не реагирует на систематические заказные нападки со стороны одного из иркутских сайтов со своеобразной репутацией. В-пятых, не принял на работу в БГУ на административную должность Михаила Винокурова. Итак, сделанного намного больше, чем не сделанного.»

Про скандал с академическим журналом и его наглой приватизацией мы уже писали, ничего достойного в этой манипуляции нет. Но интереснее другое.

Видно, что Игнатенко торопится. Слишком торопится. У него впереди крайне сложные выборы, и ему надо набрать как можно больше баллов. В результате он валит в одну кучу все подряд, и больше всего напоминает размечтавшегося мальчишку, получившего на минутку в руки волшебную палочку.

Вообще-то каждый из перечисленных профессором Шишкиным пунктом не делается вот так, с наскоку, а требует тщательной проработки со специалистами, а главное — с экономистами. Понятно, что никакой проработки не было и в помине — Игнатенко хоть и великий юрист, но все же не семи пядей во лбу, и продумать и просчитать все эти «хотелки» попросту не успел бы.

И это очень плохо.

Все перечисленное стоит денег. А телевидение — очень больших денег. Откуда Игнатенко намерен их брать? Ведь любой вуз живет на достаточно скромном бюджете. Бюджет формируется из государственных дотаций на бюджетные места и коммерческих мест. До Игнатенко БГУ с трудом, но балансировал между доходами и расходами, так как качественный учебный процесс требует и высокооплачиваемых преподавателей, и качественное материальное обеспечение. При этом бюджетные средства тратить на радиостанции, телекомпании, издательские дома никто не разрешит. Остаются только коммерческие студенты.

На все то, что придумал Игнатенко, денег в бюджете БГУ банально нет. Ни копейки. Правда, насчет издательского дома Шишкин или не в курсе, или схитрил — у БГУ всегда было свое издательство, и не самое плохое. Так что в этом пункте вопрос лишь в смене вывески. Но вот телекомпания требует денег, вполне сравнимых с бюджетом пары факультетов. Как минимум.

Варианта у Игнатенко два.

Вариант первый. Повысить плату за обучение. Но БГУ и без того не страдает бешеным наплывом абитуриентов, за исключением парочки особо модных факультетов. Повышение платы за обучение моментально выведет его со средней стоимости образования в Иркутске, вызовет серию скандалов и привлечет ненужное внимание Москвы. Коронавирус ситуацию только ухудшил — вообще не совсем понятно, что и как будет с набором в этом году. К тому же президент России настоятельно рекомендовал вузам не повышать стоимость обучения из-за ситуации с коронавирусом, и вряд ли у Игнатенко хватит наглости его ослушаться.

Вариант второй. Сократить расходы. Сделать это можно только двумя способами: либо сократить часть сотрудников, взвалив учебную нагрузку на других за ту же зарплату, либо снизив зарплату всем. И то, и другое тоже вызовет шум, скандалы и бегство преподавателей, а в некоторой перспективе — и резкое падение качества обучения. Низкий уровень обучения приведет к падению интереса коммерческих студентов, что вызовет снижение доходной части бюджета, и Игнатенко неизбежно попадет в замкнутый круг, что может в итоге попросту обанкротить вуз.

Есть и третий вариант развития событий. Что Игнатенко попросту не умеет считать деньги и думает, что они падают с неба. В этом случае ему предстоит серьезный разговор или с главным бухгалтером БГУ, или с федеральным министерством.

Однако главное даже не это.

Если еще раз внимательно перечитать заявление профессора Шишкина, нетрудно заметить, что там нет главного, ради чего работает любой вуз: собственно образования. Виктор Игнатенко, похоже, забыл, что он в учебном заведении, а не просто в каком-то учреждении, в котором есть бюджет.

Главная задача всех подразделений учреждения высшего образования — обеспечение качественного учебного процесса и предоставление качественного высшего образования. Все службы ВУЗа носят обслуживающий характер с целью обеспечения надлежащего оказания услуг предоставления высшего образования и повышения качества образовательного процесса.

Все эти научные, просветительские и издательские штучки должны быть дополнением к учебному процессу, помощью в образовании, а не самоцелью. А вот для Игнатенко они, похоже, стали именно самоцелью. Так как в образовании, как мы уже не раз говорили, он совершенно ничего не понимает.

Вызывает очень большие сомнения, что издание краеведческих изданий, создание телекомпании, радиостанции могут повлиять на улучшение образования в БГУ. Складывается впечатление, что ввиду отсутствия у Игнатенко опыта руководства вузом, в БГУ принимаются решения, с одной стороны, свойственные для научного-исследовательских институтов. Основная цель которых — трудоустроить окружение Игнатенко, которые по каким-то причинам оказалось не нужно ни одному из вузов Иркутска. С другой стороны, принимаются решения популистского характера, основная задача которых — доведение до широких кругов общественности личности нового руководителя как великого ученого, замечательного ректора, выдающегося юриста, прекрасного организатора и т.д.

К сожалению, за всеми эти инициативами становится понятным, что на повседневную и основную, образовательную, деятельность эти новшества вряд ли как-то положительно повлияют.

Создается прискорбное ощущение, что Виктор Игнатенко попал не туда, куда хотел. И занимается вовсе не тем, чем надо. На носу — окончание ЕГЭ и крайне сложная приемная кампания, многократно усложненная из-за коронавируса. Готов ли к ней свежеиспеченный врио ректора? Похоже, нет.

10:22
696
Бабр
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...