Член-корреспондент РАН: о вирусах, о COVID-19 и как с ним связана кардиология

В Москве с 9 октября проходит Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+. В рамках фестиваля организован научный лекторий. Мы послушали лекцию Симона Теймуразовича Мацкеплишвили,
доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента РАН, зам. директора по науке Медицинского научно-образовательного центра (Университетской клиники). Его лекция посвящена вирусам, теме, сейчас актуальной для всех, будь вы ученым или нет.

Интересно то, что сам Симон Мацкеплишвил — кардиолог. В его лекции мы услышали много интересного, например, узнали о связи COVID-19 с сердцем и сердечно-сосудистыми заболеваниями. В конце лекции он дал ответы на ряд вопросов, которыми задается весь мир. Но начал с истории вирусов в целом. Главная мысль — они были всегда, и вирусы уносят куда больше жизней, чем войны. И вирусы будут атаковать человечество и дальше.

Далее приводим расшифровку лекции врача с некоторыми редакционными сокращениями

Я врач кардиолог, некоторые удивляются, почему врач кардиолог занимается проблемами вируса COVID-19. Это болезнь, которая поражает кровообращение, системы сердечно сосудистую и свертывания крови.

Но начнем с начала. Вообще история человечества это история борьбы, войн, они были и есть, и эта пандемия, вероятнее всего, человечество не научит ничему. А еще история человечества — это эпидемии. Они были в древние времена, в средние века, в 19 и 20 веке, продолжаются и сейчас. И от инфекционных сражений умирало значительно больше людей, чем на полях сражений в боях.

Пример – чума, натуральная оспа, от этих болезней вымирали целые города. Есть болезни, о которых вспоминаем реже, но они уносят жизни до сих ор, например, малярия, сейчас не часто встречается и стала более эндемична для африканского континента.

20 век. Начиная с 18 года после первой мировой войны за 18 месяцев от Испанского гриппа умерло от 50 до 90 миллионов человек, это 3-5 процентов населения Земли. Всего было заражено около 500 миллионов человек. Еще тогда люди стали носить маски. Распространялись следующие призывы: «Если вы настоящий патриот и не хотите заражать людей, то обязательно носите маску». Но тогда люди закрывали только нос, поскольку думали, что инфекция передается только через нос.

Эта также одна из первых пандемий, когда власти использовали карантинные меры. Пример: Филадельфия и Сент-Луис. В первой не было карантинных мер, резко росло количество смертей, а в Сент-Луисе меры были, смертность была ниже. В Денвере ввели меры, все закрыли, как только смертность начала снижаться, власти сняли меры, второй пик стал еще ужаснее, снова пришлось все закрывать. Это говорит о том, что карантин имеет очень большое значение. Но смысл карантина не в том, чтобы снизить уровень заболеваемости и смертности. Он в том, чтобы снизить нагрузку на систему здравоохранения. Когда в клинику на 100 коек привозят тысячу пациентов, естественно, не хватит ни людей, ни препаратов.

После второй мировой войны на мир обрушилась новая эпидемия — полиомиелит, сейчас мы о ней почти не говорим, так как существует вакцина. Эпидемия привела к тому, что появился такой метод лечения как искусственная вентиляция легких. Тогда людей лечили так называемых аппаратах железного легкого. Люди в них могли пролежать очень долго. Одна пациентка прожила в таком аппарате 60 лет. Но сейчас от полиомиелита есть вакцина. Однако, например, в Африке вакцин не хватает, там болезнь до сих пор распространена.

Люди научились лечить и оспу, еще Эдвард Дженнер в 1790-х годах заражал людей коровьей оспой, и они становились невосприимчивы к человеческой оспе. В России в 1801 году первая вакцинация сделана мальчику Антону Петрову. Врач Ефрем Мухин сделал вакцину, а мальчику потом изменили фамилию. Он стал Антоном Вакциновым.

В 2003 году начался птичий грипп – 861 человек заболел, всего умерло 455 человек. Это было заболевание с очень высокой смертностью. Но оно исчезло. В 2009 году начался Свиной грипп — с довольно высокой смертностью, но он закончился, встречается только в отдельных регионах. Коронавирусы. Был ближневосточный респираторный синдром в 2012 году – 2,5 тысячи человек заболели. Смертность составила 34 процента, очень высокая, но распространение прекратилось. Был еще новый птичий грипп в 14-м году, тоже с высокой смертностью.

И вот в конце прошлого года человечество столкнулось с новой угрозой. В марте этого года смертность от коронавируса нового типа составляла 3,5 процента, сегодня по всему миру насчитывается 37 миллионов заболевших, заболевание зарегистрировано в 188 странах. Умерло уже более миллиона человек. Это много или мало? В России на сегодня зарегистрировано более 1,28 миллиона случаев заражения, умерло более 22 тысяч человек. Смертность составляет 1,7 %. Это высокая или не высокая смертность? До сих пор многие говорят, что это заболевание не опаснее обычного гриппа. В любом случае показатели не умаляют тяжести инфекции.

Мы постоянно атакуемся вирусами, это говорит о том, что атаки будут в дальнейшем, и мы должны сейчас предпринимать действия. На сегодня открыто около 6000 вирусов, хотя говорят, что их не менее ста миллионов. Пандемия коронавируса закончится, и мы будем бороться с другими вирусами. И тут важно прогнозирование, какие вирусы могут появиться в дальнейшем. Еще несколько лет назад ученые говорили о том, что в летучих мышах живут коронавирусы, но сигналы прошли незамеченными, и коронавирусы нашли возможность перескочить с летучей мыши на человека напрямую или через посредников переносчиков.

Как вирус проникает в организм и на что воздействует?

Коронавирус имеет на своей поверхности S-протеины спайк, с помощью которых соединяется с клетками организма. Он обладает довольно высокой вирулентностью, что и обуславливает то, как быстро он развивается. Есть в медицине такой показатель, который показывает сколько человек заразится от одного. Есть гораздо более вирулентные вирусы – корь (16), краснуха (6), у коронавируса показатель был равен 1-1,5, но сейчас уже 2. Это говорит о том, что количество пациентов будет увеличиваться.

Взаимодействие вируса и клеток человека происходит через белок Антиотензинпревращающий фермент-2. Что очень важно для меня как для кардиолога. Как только мы узнали, что вирус взаимодействует именно так, нам стало интересно, не является ли ковид сердечно-сосудистым заболеванием, так оно и оказалось.

Вирусная РНК попадает в цитоплазму. Он взаимодействует с белком АПФ 2, вся эта конструкция идет в клетку, затем вирусная частица раскрывается и вирусная РНК попадает в цитоплазму.

Связь COVID-19 с АПФ2 и сердцем

Это одноцепочечный РНК содержащий вирус. И он может заражать только те клетки, на поверхности которых есть белок АПФ-2, его больше всего на верхних дыхательных путях, желудке и кишечнике, и во всей сердечно-сосудистой системе. Отсюда и первые симптомы.

Поэтому пациенты часто жалуются на боли в области сердца, на аритмию, у некоторых развиваются миокардит и воспаление сосудистой стенки — воскулит. Поражается и ЖКТ и легкие. И еще один орган – мишень – это почки. Кроме того, вирус приводит к значительному усилению процессов тромбообразования.

АПФ-2 (Ангиотензинпревращающий фермент 2) существует не для того, чтобы ждать коронавируса. У него много важных задач, он участвует в контроле уровня сахара и функции. Он регулирует функции почек, давления, нарушение деятельности АПФ 2 вызывает и диабет. Он разрушает очень многие вредные вещества. Таким образом без АПФ-2 в организме накапливается очень много вредных частиц.

Опыт лечения COVID-19

Наш медцентр (МНОЦ МГУ) в начале пандемии тоже был переведен в госпиталь для лечение больных COVID. К нам привозили тяжелых пациентов. И мы разработали собственный подход к лечению и сконцентрировались на четырех главных направлениях. Мы уже знали, что большинство пациентов умирали от тромбозов, нарушений сердечно-сосудистой системы, это было в апреле. И мы решили лечить заболевания, а не бороться с вирусом.

Вот четыре принципа нашей работы: борьба с воспалением, антикоагулянтная терапия, направленная на разжижение крови, предотвращение фиброза в легочной ткани, восстановление сосудов.

Мы были первыми, где использовалась антикоагулянтная терапия у всех пациентов. И наша терапия оправдалась. Кроме того, все пациенты получали противовоспалительную терапию – калхицин, гормоны и другие антицитокиновые препараты. Мы провели целый ряд исследований, сформировали собственный протокол лечения пациентов с коронавирусом и доказали, что он работает.

Какие уроки можно извлечь из нашего опыта

  1. Главный урок – мы все одной крови. Человеческая раса довольная беззащитна, пандемия не щадит никого, независимо ни от чего, расы, вероисповедания, мест проживания, пола, возраста.
  2. Еще один совет – хорошо мойте руки перед едой. «Мыло, вода и здравый смысл – лучшие дезинфицирующие средства». Это действительно так, большинство вирусных инфекцией распространяется через руки, а не только при кашле. Гигиена никуда не делась.
  3. Маски. Теперь маска стала обиходом нашего существования, и это важно.
  4. Вирус поставил весь мир на паузу. Эйфелева башня, площадь, на которой обычно сотни людей, совершенно пустая. Пизанская башня — площадь перед ней сейчас пустая. И наша Москва, Красная площадь. Мы должны к таким угрозам готовиться заранее, пытаться их предотвратить. Вовремя вводить карантинные меры. Это не снижает количество заболевших, но оно дает системе возможность сориентироваться, перепрофилироваться и в дальнейшем оказывать помощь более качественно.

Остается и много вопросов

1. Идут споры, насколько быстро вирус мутирует. Мутация любого вируса заложена в его природе. Сейчас уже есть 100 тысяч вариаций вируса COVID, но ни одна не является принципиальной в отношении антигенности вируса, возможно иммунитет, который вырабатывается, будет стойким.
2. Образуется ли иммунитет? Конечно, да. Все-таки подавляющее большинство выздоравливают. Не потому что вирус устал, а потому что иммунная система его распознала и уничтожила. На сегодня все же эффективных средств для лечения не существует, а вакцинация еще не внедрена.
3. Вероятно ли повторное заражение. Вероятности повторного заражения практически нет, во всяком случае среди здоровых людей с работающей иммунной системой.
4. Сейчас идет вторая волна заболевания? В классической эпидемиологии вторая волна связана с тем, что вирус возвращается мутировавший, и он вызывает уже другие болезни. У нас идет продолжение первой волны.
5. Вакцины, противовирусные препараты. Вакцина есть, и во всем мире идут разработки вакцин. Много подходов, ситуация привела к взрыву новых технологий, уже зарегистрировано несколько вакцин только в России. Противовирусные препараты – тут у меня сомнения, потому что препарату довольно сложно добраться до вируса. Тем не менее препараты для лечения вирусов существуют, например, от вируса герпеса, ВИЧ. Что касается препаратов от COVID-19 — сказать, что существуют эффективные препараты, я не могу.
6. Антибиотики — тоже пока спорный вопрос. В лечении использовали почти все семейство антибиотиков, которые только существуют, некоторые пациенты получали по несколько видов антибиотиков. Сегодня уже почти не осталось антибиотиков, которые мы называем резервными. Через какое-то количество лет это станет проблемой для человечества в целом.
7. Маски. Нет, это не гарантия, но все же они спасают. И это уважение к другим людям. Главное, что маска не дает нам прикасаться к нашему лицу.

«Иркутск Сегодня»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Член-корреспондент РАН: о вирусах, о COVID-19 и как с ним связана кардиология
08:40
307
Irk.Today
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...