20 лет назад иркутские спасатели провели уникальную операцию по поднятию баллонов с опасным веществом со дна пещеры Иконнинской. Воспоминания участников

На территории «Усольехимпрома» идет ликвидация опасных отходов. На месте работают около трехсот человек из госкорпорации «Росатом», Минобороны, МЧС России и Росгвардии. Оценить их совместные усилия на неделе из столицы прилетела зампред правительства России Виктория Абрамченко. А 20 лет назад в Усольском же районе едва не случилась другая экологическая катастрофа. Ее предотвратили иркутские спасатели. Вместо того, чтобы утилизировать 42 баллона с трифторид бором, газом второй степени токсичности, сотрудники одного из химпроизводств просто сбросили их в пещеру Иконнинскую. В честь 30-летия образования МЧС России мы начинаем серию репортажей о необычных спецоперациях.

— Усольский район. В нескольких километрах от села Раздолье находится уникальная в Иркутской области пещера. Иконнинская. Она абсолютно вертикальная и уходит в глубину на 70 метров. Ровно 20 лет назад иркутские спасатели провели здесь наисложнейшую операцию по поднятию со дна пещеры баллонов с опасным газом.

— Мы были одними из первых, кто с этой проблемой столкнулся. Это был плановый выезд большой командой. Тогда была большая удача, что никто из спелеологов не погиб. Потому что один из баллонов просто застрял на середине колодца. Только это остановило спелеологов от прохождения пещеры до дна, — говорит руководитель секции спелеологии ВСО Русского географического общества Александр Осинцев.

— Когда эти работы только планировались, так как мы не были аттестованы на газоспасательные работы, нас отправили учиться. Мы когда отучились, оказалось, что по уставу работать, как в газоспасательной службе принято, 4 человека звено должно работать, там это было невозможно. Там узкий проход, работали по двое, — говорит спасатель 1 класса Байкальского ПСО Андрей Редькин.

Наголовник от баллона. Сильно кародирован. Металл тут два с половиной. А он истончился до того, что образовались дыры. Можно представить, в каком виде баллоны там находятся))

— Когда спускался, было не страшно. А когда увидел в первый раз, было не страшно, а жутко. У нас фонари были, они были разбросаны повсюду, как будто гильзы торчат. И я сразу подумал: «Там почти 70 метров, а за тобой шланг тянется наверх. И что делать, чуть что случится, — говорит начальник Центра подготовки спасателей имени А.И. Степанова Владимир Шалагин.

— Всё нормально, Витя?
— Пока, всё нормально. Сейчас, спущусь.

— Снаряжение, которое мы использовали, его никто никогда не использовал. Мы его разработали, — говорит спасатель международного класса Байкальского ПСО Виктор Ильичёв.

Просто, если с баллонами уходить в пещеру, то их по времени хватало только на спуск, посмотреть что-нибудь и вернуться назад. Мы использовали ШДА — шлангодыхательный аппарат. 70 метров у нас был шланг, по которому подавался кислород. Поэтому мы могли находиться гораздо больше времени.

— Там самое тяжелое, через 2 часа маска сжимала сосуды кровеносные и меньше поступало кислорода. Боль в голове, опасно работал. Сверху кричали: «Давай, скорее выходи, у тебя осталось мало воздуха». А нам хотелось поднять больше баллонов. А ты кричал: «Не, я ещё один подниму». Это было самое сложное, — говорит начальник Центра подготовки спасателей имени А.И. Степанова Владимир Шалагин.

— Всё, дорогой зритель. В пещере баллонов больше нет. Это отвечаем мы вам.

— У нас очень хороший тыл был прикрыт. У нас работала Ханина Ирина Борисовна. Я имею в виду питание. Горячее, хорошее. Зима всё равно. Ты когда выходишь, ты мокрый полностью. И тебя ещё поливают, если что-то на костюме было. Питание было отличное. Обеспечение тыла — это у нас второе — Степанов Александр Ильич, на нем всё зависело, и бензин, и всё. Чтобы мы не сидели там просто так. Это было всё на Алекандре Ильиче, — говорит спасатель международного класса Байкальского ПСО Виктор Ильичёв.

— Если какое-то загрязнение попадает сюда, весной здесь активно попадает вода. Эта вода куда у нас уходит? Она уходит в Китой.
— И тогда была реальная возможность, что
— Это была реальная, большая вероятность того, что если всё не очистить, то всё это химическое загрязнение выйдет туда.
— А там водозабор
— Да, и всё остальное, — говорит руководитель секции спелеологии ВСО Русского географического общества Александр Осинцев.

— Во время спасательной операции правоохранительные органы искали компанию, сотрудники которой и сбросили баллоны в пещеру. Было заведено уголовное дело. Виновных нашли и организация выплатила крупные штрафы. А после окончания спасательных работ, всех её участников представили к государственным наградам.
16:40
394
Вести Иркутск
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...