Иркутская история Владимира Высоцкого: как появилась «Чёрная свеча»

Он был в Иркутске лишь раз, зато какой. Об этом визите Владимира Высоцкого в свет вышла книга, а вот роман артиста в соавторстве с Леонидом Мончинским долгое время был спрятан от лишних глаз. Особенно от компетентных.

Иркутские фотографии Высоцкого на старой даче Мончинских. Владимир Семёнович был на Байкале только однажды, летом 1976 года. Его пригласил руководитель артели золотодобытчиков Вадим Туманов.

— Туманов говорит: Лёня, хочешь, я тебя познакомлю с человеком, которого ты наверняка любишь и уважаешь. А я сразу угадал — с Володей Высоцким? Ну конечно.

Оказалось, что Высоцкий заочно знал Мончинского — читал книгу иркутского писателя «Прощёное воскресенье». Они встретились в аэропорту и не расставались семь дней: Иркутск, Листвянка, Бодайбо, прииски, Чистые ключи, Нижнеудинск, вокзал на станции Зима.

— Голос Высоцкого — я сейчас улетаю, к сожалению, не попал к вам на дачу. Но уверен, что у вас было лучше, чем там, куда мы с Лёней попали. Спасибо вам за гостеприимство.

Эту запись на магнитофон журналист, писатель и старатель Леонид Мончинский сделал в своей квартире во Втором Иркутске. Той самой, на балконе которой Высоцкий дал концерт.

Николай Игнатов познакомился с Мончинским позже, был впечатлён рассказами о Высоцком и опубликовал хронику пребывания артиста в Иркутске.

— Дружили они очень крепко. Там были такие моменты, когда Владимир Семёнович взял и прислал с военным самолётом, которые там садились, во Втором Иркутске, собаку размером с диван. Мончинскому отправил в подарок, — говорит друг Леонида Мончинского Николай Игнатов.

После поездки на прииски появились новые песни и книга. Среди старателей было много политических заключённых. «Рожи у них рогожные, а души шёлковые» — сказал Высоцкий и предложил написать сценарий для фильма. Мончинский — начнём с книги. К моменту смерти Высоцкого была готова первая часть. Вторую Леонид Мончинский писал уже один. Там, где старался — в Бодайбо, Инте, Ухте, на Воркуте. Рукопись заинтересовала компетентные органы, и несколько лет её хранил в своей библиотеке друг Леонида Васильевича. Выпустила книгу газета «Советская молодёжь» уже после перестройки.

— 1992 год. Тираж первого издания 300 тысяч экзепляров. Тогда книгу получил каждый подписчик «Молодёжки». А те, кто в ней работал, в том числе и я — с автографом Мончинского. Обложка была мягкой. Мой экземпляр прочло несколько десятков человек, кто-то из них сменил переплёт на твёрдый.

Редактор газеты Олег Желтовский вспоминает — гонорар заплатить было нечем, отдали машину «Ниву», доставшуюся редакции по случаю.

— Был вопрос — имя Высоцкого. Не буду ли потом говорить, что он не писал. Мончинский принёс рукописи, несколько листов, исписанных почерком Владимира Семёновича, — говорит главный редактор газеты «Советская молодёжь» (1985-1997гг.) Олег Желтовский.

Олег Харитонов помнит концерт Высоцкого в Узбекистане летом 1979 года. Он тогда работал редактором городской газеты в Зарафшане.

— У него было четыре концерта в день при температуре +40, причем на открытой веранде.

С одной стороны сидели партийные босы, с другой — за колючей проволокой на лесах стояли зэки. Они строили на главной площади города Дом власти.

— Что меня поразило — реакция была одинаковой. Что оттуда, что отсюда. Мы шли домой, очень многие окна были раскрыты, на них стояли магнитофоны и до самого дома нас сопровождал голос Высоцкого. И только потом мы узнали, что именно тогда он пережил состояние клинической смерти, — говорит писатель Олег Харитонов.

У романа «Чёрная свеча» — 15 переизданий, по книге снят фильм «Фартовый». Всё исполнилось, только главного героя сыграл не Владимр Высоцкий. И уже 5 лет нет Леонида Мончинского.


19:58
342
Вести Иркутск
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...