Не спирогира, но подводный ландшафт изменила. В Листвянке на Байкале наблюдают почти круглогодично массовое развитие нитчатых водорослей

Иркутские ученые обнаружили стресс у байкальского фитопланктона. Причастны к этому, предполагают они, поверхностно-активные вещества, которые содержатся в стиральных порошках и моющих средствах. Но страдают от стоков, попадающих в Байкал, и другие его обитатели.

Одно из самых показательных мест — поселок Листвянка. За последние десять лет там прибавилось туристов, гостиниц, и полностью поменялся подводный ландшафт. Теперь на дне хозяйствует байкальская нитчатая водоросль. Причем почти круглый год. Подробнее в сюжете.

В серых тонах весенний Байкал. Но совсем другие пейзажи сейчас здесь, в Листвянке, под водой. В истоке Ангары группа водолазов Лимнологического института готовится к погружению.

— Мы собираем байкальские организмы, которые живут на камнях, на дне, и на губке. На них сидят циклопы, мелкие рачки. А на камнях сидят моллюски. Мы собираем вместе с камнями. Везем в лабораторию. Там у нас есть холодильники, в которых температура такая же, как в Байкале, отрегулирована. Сейчас +5+4. И там они у нас живут длительное время, — говорит старший научный сотрудник Лимнологического института СО РАН Алена Широкая.

Но теперь здесь нет такого обилия живности, как лет десять назад, говорят ученые. Подводный ландшафт одного из самых туристических мест на Байкале сильно изменился. Сплошным ковром покрывает дно байкальская нитчатая водоросль.

— Водоросли, которые мы наблюдаем, типично байкальские. Конечно, присутствует спирогира, которая не в таких количествах раньше развивалась. Но сейчас доминируют байкальские комплексы. И в таком поле, где доминирует, всё уже другое. Сложно жить, когда всё, как джунгли, — говорит директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов.

Массовое развитие этой нитчатой водоросли впервые на Байкале ученые наблюдали в 2010-м как раз в Листвянке, на мелководье. Это было периодами. На следующий год провели исследование, из-за чего же это происходит. Подозрение пало на сточные воды — в этом месте оказалось повышенное содержание азота и фосфора. Сначала нетипичное для Байкала явление происходило только в теплое время года — с конца лета по сентябрь, октябрь. Сейчас затишье только зимой и всего на пару месяцев.

— С 2014 года это явление приобрело круглогодичный цикл. Если улотрикс, условно говоря, в подледный период отмирал. То спирогира вегетировала на протяжении всего времени.Сначала мы наблюдали это на мелководных глубинах порядка 4-6 метров. Впоследствии этот процесс пошел и в склоновую зону. До 12, а потом и до 20. А вегетацию спирогиры мы наблюдаем даже и до 40 метров, — говорит руководитель группы водолазных исследований Лимнологического института СО РАН Игорь Ханаев.

А в прошлом году впервые у байкальского фитопланктона обнаружили стресс. Сейчас ученые пытаются понять, с чем же это связано. Скорее всего — все с теми же сточными водами. Биолог Алена Никонова отбирает пробы воды в Листвянке — в самом Байкале и в речках, которые стекают в него. Вместе с коллегами она исследует ее на наличие поверхностно-активных веществ. Именно они составляют большую часть моющих средств и стиральных порошков. Соединения очень устойчивые и со временем, как показали эксперименты, никуда не исчезают. Причем встречаются эти вещества по всему Байкалу.

— Соединения очень устойчивы, очень токсичны. Они покрывают поверхность рыб, каких-то растений, планктона, любых живых организмов. Почему собственно поверхностно активные вещества? Поверхность воды покрывают, нарушают газообмен вода-воздух. Покрывают дно. Покрывают если поверхность организма, то это приводит к инвазиям, нарушается дыхание клеточное. Нарушается все в организме, — говорит главный специалист Лимнологического института СО РАН Алена Никонова.

А это тоже Байкал. Возле поселка Большие Коты, где мало туристических баз и гостиниц. Так же когда-то было и в Листвянке.
17:22
277
Вести Иркутск
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...