Дикие животные, источники и удивительная природа. «Шумак» — место силы


Заботы сюда не долетают — уж слишком «зубаст» Восточный Саян. В своей горной системе он тщательно прячет природный парк «Шумак» — одно из самых труднодоступных мест в России. И однозначно одно из самых богатых на источники во всём мире — из-под земли здесь бьёт более сотни термально-минеральных «грифонов».

— Удивительно, но здесь все туристы всегда с кружками — что ни шаг, то новый источник. Вот в той стороне исцеляют кишечник, желудок, глаза. Я же присмотрела, и не только я, я же присмотрела для себя отдельный источник — молодости. Собираюсь как можно дольше на телевидении просто работать.

А Ирину Девичьеву не красота волнует — она жить дольше хочет. Трижды женщина прилетала сюда туристом. В этот раз она — пациент, и прибыла на приём к особому доктору — Шумаку.

— Я приехала сюда с большой душевной болью после двухгодичного лечения онкологических заболеваний, после «химии», — говорит жительница г. Ангарска Ирина Девичьева.

Прямо как на процедуры Ирина ходит к самому полезному для себя источнику — с селеном. Каждый раз выпивает по целой кружке. И надеется, что в её истории болезни химиотерапии больше не повторятся.

— Люди с онкологией ездят уже по 6, по 7, по 9 лет сюда. И все пошли на выздоровление. Я верю, что они помогут. Особенно селен, — говорит жительница г. Ангарска Ирина Девичьева.

Но не селеном единым славится Шумак. Из источников можно легко наполнить таблицу Менделеева — есть природный коктейль с литием, с железом, с серебром. Почти у каждого грифона — паспорт, правда, самодельный. Надписи на камне ещё в 60 годах прошлого столетия были на старомонгольском и тибетском. Позже первые учёные-исследователи раскладку поменяли на русский. Теперь все таблички опекают туристы.

— Каждая скульптура, каждое изобретение человеческое меня восхищало. И я думала, вот есть же люди, вот умеют же, — говорит турист Оксана Заяц.

Оксана Заяц впервые сюда пришла туристом в 2008 году. С тех пор «майские встречи» с Шумаком стали ежегодными. А последние несколько лет известный в Иркутске эксперт по внешнему имиджу и Шумаку помогает выглядеть с иголочки — следит за чистотой на источниках, обновляет надписи. Восстановила едва заметное изображение на камне семейного счастья и благополучия — четвёртый год оно в цвете.

— Вдруг среди мая прошла гроза, ливневый дождь, намок весь камень, и рисунок проявился за счёт мокроты, я быстро воспользовалась телефоном, сфотографировала фрагментами, целиком, — говорит турист Оксана Заяц.

— Когда я этот рисунок с телефона показала ламе в Улан-Удэ, он сказал — Всё верно.

— И вот сидя перед ним под этим наклоном на досточках в позе полулотоса, вот буквально на расстоянии глаза в глаза, я провела весь день до заката.

Но если раньше едва ли не синонимом к Шумаку были источники, то теперь на первый план смело вышагивают изюбри. Этого встретили прямо во время записи интервью.

— Подходим с Оксаной к изюбрихе, и она обращается к ней — Ну, что, пообщаешься с нами чуть-чуть или будешь драться?

— Поверить в то, что дикая природа бывает настолько близко и настолько осязаема, было бы, наверное, сложно, но этот изюбрь доказывает обратное. И вообще посмотреть на него и понаблюдать за тем, как он ведёт себя в естественной среде, приходит много туристов.

Второму интервью — и изюбря два. Теперь на тропах Шумака следов оленей чуть ли не больше человеческих.

— С Людмилой идём мимо изюбря — Опасности не ощущает, всё хорошо, не привязанная.

Много лет назад в этих местах можно было встретить только рожки да ножки — олени для охотников были лёгкой добычей. Пока браконьеры сами не попали под прицел взгляда государственного инспектора. Теперь природный парк стал особо охраняемым природным общежитием — на ПМЖ здесь семь самцов-изюбрей. И на каждого приходится по несколько самок.

В последние три года тут постоянно находится инспекторский состав, а каждое лето ещё и дежурят полицейские — все следят, чтобы человек и природа жили дружно. Впрочем, в мире животных Шумака уже произошла демографическая революция.

— Животных за последние три года стало очень много, в том числе редких, исчезающих, внесённых в Красную книгу, которых даже в хорошее время нельзя было увидеть на фотоловушке, — говорит государственный инспектор особо охраняемого природного парка «Шумак» Людмила Иванова.

— Следы снежного барса мы встречаем регулярно, и у меня огромнейшая мечта на протяжении последних лет пяти — заснять снежного барса. Это голубая мечта.

Здесь редкие алтайские улары и не менее редкие сибирские горные козлы — козероги — перестали быть мифом. Последние регулярно красуются перед фотоловушками. А зайцы, бурундуки и белки и вовсе не стесняются камер туристов.

Но всем туристам здесь сразу проговаривают — диких животных в ручных превращать цели нет, поэтому прикармливать никого не нужно. А уж Шумак голодным никого не оставит — кормовой базы предостаточно. Но вот за чем точно должны следить все путешественники — чистотой.

— На данный момент на территории парка можно совершенно бесплатно получить мешок под свой мусор. Неважно, сколько у вас его будет, — две-три банки или это будет полный мешок за то время, что вы здесь находитесь. Ваша задача — прийти и бесплатно сдать его на территорию базы, которая в последующем вывезет этот мусор вертолётом, — говорит государственный инспектор особо охраняемого природного парка «Шумак» Людмила Иванова.

Вертолёт и доставит на Шумак. Лететь всего час.

Есть и пешие тропы — путь в среднем занимает несколько дней. Жить можно на единственной в этих местах туристической базе либо в диких зимовьях или собственной палатке. Каждый сам выбирает отдых. А уж на впечатления эти места богаты.

— У Шумака свои правила и свой дресс-код. Здесь без тёплой одежды, как без стаканчика — никуда. Погода меняется каждый час. И это независимо от времени года. Важно заметить, что эта съёмка проходит 1 июня, в первый календарный день лета, но нельзя не согласиться, что похож он больше на первый день зимы.
15:30
326
Вести Иркутск
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...