Александр Козлов. Две страсти: музыка и дети

По-настоящему сложен мир музыки, и по-настоящему интересны люди, которые смогли этот мир постичь. Герой нашего материала – преподаватель Детской музыкальной школы Александр Андреевич Козлов – не вмещается в дежурное понятие «интересный человек». На протяжении многих лет он учит ребятишек игре на духовых инструментах, прививает им любовь к музыкальному ремеслу, вдохновляется сам и вдохновляет других. Увлеченный любимым делом, он вкладывает душу в каждого подопечного и ведет учеников к успеху. Трепет, забота, искренность, уважение – все это крепким мостом лежит между педагогом и детьми.

Истоки творческого пути

Александр Андреевич родился в посёлке Шиткино, и именно там началась его длинная творческая дорога. Ещё мальчишкой он наблюдал за деятельностью известного вокально-инструментального ансамбля «Бирюса», очень привлекали его концерты, звучания инструментов… Как и многих подростков, будущего музыканта заинтересовала гитара, и вместе со своими сверстниками он начал заниматься в ансамбле «Юность» Шиткинского дома культуры.

Под руководством старших товарищей ребята приобретали опыт, стиль игры, исполняли песни советских времён. В то время повсюду кипела культурная жизнь: всё было поставлено на государственном уровне, из училищ приезжали работать молодые специалисты; концерты и другие музыкальные мероприятия проводились регулярно.

— Это было очень интересно, — вспоминает Александр Андреевич, — мы самозабвенно этим занимались: кто на ударных инструментах, кто на бас-гитаре, я — на гитаре… И все хотели петь, естественно, как тогдашние группы.

С большим теплом герой вспоминает свою маму. Она – заслуженный работник культуры РФ, всю жизнь проработала заведующей в детской библиотеке имени Зои Космодемьянской. А папа у него играл на гармошке – увлечённо и от души.

Новости Тайшет24 в Viber!

— Собирались большой семьёй на летней кухне в праздники, так всё проходило душевно. И вот оттуда у меня уже эта, в хорошем смысле, «болезнь»!

В армии Александру Андреевичу по воле случая довелось служить в оркестре в посёлке Чистые Ключи. Под руководством грамотного дирижёра он начал обретать уже профессиональный опыт в музыке. Играл на ударных все два года в самом большом духовом оркестре. Смотры, концерты, строевая музыка так и оставили след в его душе.

Завершив службу, вернулся в родной дом культуры, откуда начинал свой путь, здесь организовал собственную группу. Играли музыканты очень хорошо, очень грамотно – помогла армейская школа. И даже из Тайшета к ним приезжали на танцы. В доме культуры работали отличные специалисты, он был переполнен всегда. От любителей музыки просто не было отбоя: танцы были два раза в неделю, порой даже не хватало места для посетителей.

К тому времени Александр Андреевич объездил весь наш район. Выезжали с ансамблем выступать, зарабатывали деньги для дома культуры, обслуживали леспромхозы, совхозы, проводили народные агитбригады. На постановку их программ приезжали режиссёры из драматического театра – всё это специально оплачивалось государством.

— Ставили нам сценарии, и мы ездили выступать. У трактористов-комбайнеров перерыв – мы приезжаем с баяном, с чем можем, и перед ними выступаем. То есть идеологическая культурная работа была поставлена на высоком уровне.

С особым вниманием музыкант вспоминает выработанную ещё тогда культуру поведения на сцене:

— Не было такой развинченности поведения на сцене, как разговоры за кулисами. Я категорически отрицательно отношусь ко всяким неуважительным моментам, когда выступает твой коллега, а за кулисами идёт разговор. Выход на сцену «не с той ноги» карался очень строго. Выговор ты получал сразу, начинали всё заново и репетировали до тех пор, пока всё не будет сделано идеально.

Неоценимый опыт получил Александр Андреевич уже и как руководитель, встав во главе знаменитого ансамбля «Бирюса». Замечательные люди работали в этом коллективе.

Далее Александр Андреевич поступил в училище. Тогда оно называлось очень просто: Иркутское областное культурно-просветительное училище, где готовили замечательных специалистов: и духовиков, и народников, и руководителей оркестров. Кстати, отделение закончил не духовое, хотя и занимался на саксофоне дополнительно. Тем не менее, по специальности он — руководитель оркестра русских народных инструментов. Герой признаётся, что неплохо владел баяном, и даже если сейчас взять его в руки, постепенно восстановится и будет играть.

Окончив училище, работал во многих эстрадных коллективах Иркутска и Шелехова.

Так получилось, что Александр Андреевич вернулся в Тайшет, начал работу в ДК «Юбилейный» как руководитель эстрадного ансамбля. Всё кипело благодаря прекрасному культурному обслуживанию. Но когда началась перестройка, всё это постепенно сошло на нет.

Товарищ и вдохновитель

Дальше его пригласили в Дом культуры железнодорожников. И здесь уже Александр Андреевич обращается к личности основателя джазовой музыки в нашем городе – Владимира Алексеевича Баленко. Он же создатель специализированной музыкальной школы №2.

Владимир Баленко – великолепный аранжировщик, прекрасный джазовый музыкант, и именно у него герою пришлось взять в руки саксофон и начать играть джазовую музыку. Александр Андреевич убеждён: классика и джаз – это две стороны одной медали или две стороны луны. Предмет один, а подходы совершенно разные.

— Когда я попал в оркестр к Владимиру Алексеевичу, я понял, что надо мне многому ещё учиться. Я ему до сих пор благодарен – от него исходила такая любовь к джазовой музыке! Баленко – это товарищ, музыкант, коллега и вдохновитель.

10 лет в этой музыкальной школе было отдано становлению Александра Андреевича как преподавателя под руководством Владимира Баленко.

К слову, железная дорога тогда тоже помогала музыкальной школе. Вплоть до того, что им давали отдельные вагоны, возили на джазовые фестивали. На базе самого Дома культуры проводили много джазовых мероприятий, где все набирались опыта у знаменитых и именитых музыкантов. Приезжали очень сильные музыкальные коллективы из Украины и Австралии. Джазовая жизнь была активной!

Восхождение детского оркестра

После ДКЖ Галина Анатольевна Ляшенко – на тот момент директор Детской музыкальной школы №1 – пригласила Александра Андреевича работать к ним. Он вспоминает Галину Анатольевну с большой теплотой и благодарностью: это человек, который умел помочь и не мешать. В тех аспектах, где было нужно, она моментально помогала педагогу, мудро направляла и руководила всей школой.

— Я больше готов говорить о коллегах, о педагогах, чем о себе. Обо мне пусть люди скажут, — скромно отмечает Александр Андреевич.

В то время он упорно занимался на саксофоне, освоил его на хорошем уровне. Педагогу было сказано: «Если ты через два года сделаешь коллектив, мы будем очень рады». Но всё произошло быстрее: через полгода он уже поехал со своими ребятишками на первый конкурс в Нижнеудинск, где они завоевали первое место. Но это был в прямом смысле не эстрадно-джазовый оркестр, а ансамбль саксофонистов.

Один из именитых членов жюри твёрдо сказал: «Этому коллективу надо выступать». Через год поехали на Межрегиональный детско-юношеский фестиваль джазовой музыки «Джаз-Олимп» в Ангарске и заняли второе место, хотя конкурентами были матёрые, очень опытные детские коллективы со всего Сибирского региона. С тех пор началось восхождение этого маленького оркестра на музыкальный джазовый Олимп.

Четыре раза ездили на межрегиональный детско-юношеский фестиваль джазовой музыки под патронажем народного артиста Игоря Михайловича Бутмана и каждый раз завоёвывали звание лауреатов. Дальнейший рост проходил именно на этих джазовых фестивалях. Потому что именно там Александр Андреевич встречался с саксофонистами с большой буквы. Они давали мастер-классы, а он учился, учился и учился.

— Даже уже несмотря на зрелый возраст, так как саксофон не являлся моим основным инструментом, первое время я занимался по пять-шесть часов в день. И это продолжалось на протяжении пяти лет. Я уезжал на Байкал в отпуск, уходил, брал инструмент и под шум волн играл, играл и играл. И в итоге я встал на один уровень с людьми, имеющими профессиональное образование.

Но это была ещё не вся дорога. Когда Александр Андреевич неплохо овладел инструментом, его пригласили в народный духовой оркестр, который в дальнейшем стал победителем многих международных конкурсов. Это именно тот коллектив в ДК «Юбилейный», который в дальнейшем подхватил, взял в свои руки талантливейший человек, аранжировщик, руководитель, влюблённый в духовую музыку, Александр Анатольевич Желнин. При упоминании об оркестре первое, что возникает у людей на слуху, — марш, вальс для бабушек-дедушек или для военных. Александр Андреевич категорически опровергает это мнение: придя в оркестр, он понял, что там играют и эстрадную музыку, и джаз-рок.

— И опять я наступил на те же грабли: как только сел играть в этом оркестре, с первых нот я понял, что играть на этом уровне не умею, и мне надо многому заново учиться. Это к тому, что век живи – век учись. Я снова учился, учился и учился.

«Учись у своих детей»

И с этого оркестра Александр Андреевич начал свою деятельность как исполнитель и педагог. Это помогло ему многое переосмыслить, сделать выводы о своих слабых местах, чтобы в дальнейшем накапливать знания и достойно передавать их детям.

— Я считаю, что на музыканте, который сказал: «Я всё умею!», можно поставить крест. Это уже не музыкант. В любой профессии нужно учиться каждый день. Великолепную фразу мне сказал на одном из джазовых фестивалей Владимир Викторович Романенко – заведующий эстрадным отделением Иркутского училища имени Шопена. Я ему как-то рассказал, что мои ученики-барабанщики играют лучше меня. Он ответил: «Саша, так ты и учись у своих детей. Это значит, что ты хорошо научил – теперь учись у них!» И вы знаете, я это навсегда запомнил. Когда я смотрю, как мои бывшие или нынешние ученики делают какие-то фрагменты лучше меня, я стараюсь это запомнить и взять на вооружение. Это здорово, когда ученик где-то взял, подхватил в интернете или у кого-то ещё, и это передаётся.

Педагогическая деятельность

Признание любого педагога выражается в том наследии, которое он выращивает в душах своих детей. О насыщенной музыкальной деятельности своих подопечных Александр Андреевич рассказывает с большой теплотой и уважением. Особенно педагог отметил таких учеников как Александр Квасов – он связал свою жизнь с военной сферой, но тем не менее, приехав в училище, принёс этому училищу звание Гран-при на фестивале как саксофонист; Алексей Никитевич тоже занимал Гран-при в разных городах. С гордостью говорит о Артёме Фишере — он занял первое место на международном конкурсе в Красноярске. Сейчас это звезда YouTube, поступил совершенно по другой специальности, но продолжает радовать бывшего наставника своими произведениями: великолепное мастерство, техника у этого человека. Конечно, радует Александра Андреевича и его эстрадно-джазовый ансамбль – они перед пандемией в 2020 году съездили в Красноярск и заняли почётное второе место на международном конкурсе.

— Это большая заслуга моих детей. Сказать, что я их «дрессирую», штудирую – это ничего не сказать. Я сразу предупреждаю: едем на конкурс – едем, работаем – работаем. Не ныть, не пищать. Мы каждую нотку оттачиваем – это тяжелейший труд. Я преклоняюсь перед этим детским колоссальным трудом.

Говорят: «Он любит детей!». Неправда. Пусть меня забросают камнями, но я уверен: любят только своих родных детей. Но товарищи, которые приходят ко мне учиться – это мои коллеги. Я им сразу говорю, с первых шагов: «Ученик и педагог – это здорово звучит, но как только вы взяли инструмент, вы мои коллеги, запомните это. Вы только умеете меньше, чем я, и я делюсь с вами опытом». Да, понятно, уважение как к преподавателю должно быть, и субординация должна быть. Замечу, что у меня дети очень дисциплинированы. Кто был на моих репетициях, знает: только посмотрел – тишина наступает моментально. Но это не от страха, просто дети понимают, что это оправданно. Не нужно обращаться к детям с подходом: «Я всё знаю, а ты молчи и слушай, что я тебе говорю!» Гораздо лучше позиция: «Послушай, что говорит тебе твой коллега, который имеет больше опыта». И тогда дети более отзывчивыми становятся на твои просьбы, на твои увещевания.

Самое главное не любовь, а уважение к ребёнку. Но когда они выходят на сцену, когда они единый организм – вот тогда я их люблю по-настоящему, — улыбается музыкант.

Сейчас сын Александра Андреевича учится на 4 курсе в Восточно-Сибирском государственном институте культуры у замечательного музыканта, профессора Валерия Александровича Симонова. И Анастасия Оськина, бывшая подопечная, тоже обучается у него. Александр Андреевич гордится этим, для него это очень важно. Почему?

— Потому что у нас, к сожалению, музыкальная школа не для всех является обетованной землёй. И из-под палки некоторые учатся. Я категорически своим говорю: если вас заставляют родители, ко мне ходить не надо. С духовым инструментом у вас не будет каникул, его нельзя упускать ни на неделю. Это очень сложный инструмент. И поэтому, когда ко мне приходят дети учиться на саксофон, я родителям объясняю: ваш контроль должен быть неусыпным – духовик играет всем своим организмом.

Александр Андреевич гордится и тем, что уже на протяжении многих лет наряду со взрослыми музыкантами в оркестре Александра Анатольевича Желнина в первом ряду находятся его ученики, которые исполняют самые сложные партии, порой непосильные для многих взрослых. Также наряду с этими детьми надёжным фронтом стоит детская команда Ильи Александровича Москалёва, единственного профессионального трубача в городе.

Сейчас педагог набрал новую группу, так как многие окончили школу, ушли, поступили. И эти дети уже серьёзно справляются. Посмотрев, как тяжело оркестру без саксофонистов, он подобрал группу из своих учеников, которая была наиболее перспективна для такой тяжёлой работы в духовом оркестре. Ребята согласились, с родителями поговорили, Александр Андреевич предупредил о всех тяготах и невзгодах почти военного музыканта. Попищали, постонали, когда начали разучивать партии, с улыбкой говорит он, но справились. И пошло! Теперь эти юные музыканты уже несколько концертов сыграли в составе оркестра, родители до слёз довольны.

— И я всегда говорю: результат – это когда вы видите своих детей на сцене и гордитесь ими. Вам не стыдно, что они вышли сюда. И я считаю, что это огромная заслуга вот этих ребятишек, которые вместо того, чтобы бегать на улице, сидят днями, вечерами, занимаются на инструменте.

Внимание к слушателю

Александр Андреевич трепетно относится не только к ученикам и коллегам. Неравнодушным его оставляют вопросы о понимании сложного мира музыки обычным слушателем.

У него была мечта: съездить после подтопления в родной Шиткинский дом культуры. Ехал туда со страхом: как поймут земляки эту джазовую музыку, которая совершенно им чужда? И был поражён: после концерта подходили и плакали, со слезами говорили: «Мы просто в шоке, что дети могут так играть». У музыканта душа радовалась, что они поняли эту музыку, он не верил свои глазам и уехал оттуда окрылённым.

И ещё интересный концерт был в Берёзовке, куда пригласили деревенских ребятишек. Александр Андреевич переживал: как до них дойдёт эта музыка? Сам вёл концерт, рассказывая им о джазе.

— И вы знаете, открыв рот сидели и слушали! И потом подходит ко мне мальчишка: «Ну вы классно играете!» Знаете, я был до того польщён мнением этого мальчика. Был удивлён, с какой теплотой дети об этой музыке отзывались!

Дети — будущее

Сейчас Александр Андреевич Козлов выпустил уже больше 20 ребят, но процент поступивших по музыке достаточно маленький – не все хотят связывать свою жизнь с этим ремеслом. Педагог убеждён, что это неплохо, и надеется, что все поступившие станут профессионалами своего дела. Даже после выпуска он продолжает общаться с бывшими учениками, а у новых ребят неутомимо ищет ниточки, с помощью которых можно пробраться к тонким детским душам, пробудить настоящую любовь к музыке. И самое прекрасное, что он их находит.

— Становление педагога и музыканта обеспечивают не какие-то учебники, не какие-то программы, методические разработки, а живое общение с мастерами. Это самое главное. И, я думаю, главное – это живое общение с детьми. Каждый год ты приобретаешь новый педагогический опыт: вот так нельзя, так можно. В один год тебе кажется, что ты всё делаешь правильно, а вот следующему поколению это уже не подходит.

Завершает эту беседу Александр Андреевич профессиональным и искренним наставлением:

— Мы, педагоги дополнительного образования, стараемся искоренить негативное воздействие тестовой системы, которая призвана отучить детей мыслить самостоятельно. Но это очень тяжело даётся. Я говорю своим детям: «Ребятишки, между пропастью и вами стоят родители, стоит школа, стою я в лице музыкальной школы. С кем вы общаетесь, куда вы придёте – это ваше личное дело, но вы слушайте и набирайтесь здесь культуры, аспектов грамотного общения с людьми».

Я рад, что мне довелось стоять на рубеже между негативом, музыкальной безвкусицей и настоящей культурой. А потому нужно сохранить души наших детей, вырвать их из безвкусицы и жажды наживы любой ценой!

Александр Козлов. Две страсти: музыка и дети
05:10
288
Тайшет24
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...