Традиционный обряд «Отжинки» провели в честь окончания уборочной голендры

Уборка урожая в Иркутской области перешла в финальную стадию, осталось собрать совсем немного, сообщает Минсельхоз.

При этом урожайность зерновых в этом году чуть выше, чем в прошлом году. Завершили уборочные работы и голендры. Песнями. Этот малочисленный народ, проживающий в Прибайкалье, все делает строго по традициям.

В руках женщин последние колоски собранной пшеницы. Их подносят в дар хозяину поля, он в свою очередь обязан хранить снопочек до весны, а после отшелушить зерна и первыми посеять именно их. «Отжинки» — называется этот обряд. Так празднуют окончание уборочных работ голендры.

Их происхождение, язык и культура — ребус, который учёные-историки, краеведы и этнографы разгадывают уже больше 100 лет. По самой распространенной версии предки этого малочисленного народа бежали из Голландии в Польшу ещё в 16 веке. После передела земель вдоль реки Западный Буг голендры стали подданными Российской империи. В начале 20-го века «аграрной реформой» Столыпина беженцев с немецкими фамилиям занесло в Сибирь.

— А тут была страшнейшая тайга. Ну тайга, тут вековые деревья стояли, в обхвате метр на метр, листвяки, сосны. Значит, у нас в Дагнике, как рассказывал мой отец, а ему, видимо, мой дед рассказывал, чтоб от землянке к землянке пройти, делали «лыски», чтоб не заблудиться, «насечки», чтоб по ним можно было пройти. Понимаете? Чтобы просто дом найти, — говорит житель н.п. Среднепихтинский Пётр Людвиг.

Замустэче, Новыны, Дахник. Три поселения основали голендры в Заларинском районе. Теперь названия сменились на Пихтинский Среднепихтинский и Дагник. В населённых пунктах сейчас проживает несколько сотен человек, и все — вне зоны доступа, сотовая связь здесь не ловит.

Им скучать некогда. Традиционные блюда готовят под народные песни. Сегодня в меню «картофлянки». Главные ингредиенты — картофель и мука, а сам процесс напоминает приготовление клёцек, но только до определённой стадии.

— Их отваривают, затем зажаривают на копчёном сале. Пережаривается оно, и их поджаривают.  Наши бабушки так делали, и мы так делаем. Наши бабушки, так думаю, привезли это блюда с Буга, откуда они сами родом.

Ещё в меню голендров входит «Фушер» — это маленькие картофельные драники и вареники с черникой и черёмухой. Важное место, особенно на свадебном столе, занимают «карваи».

— Сюда вставляются эти «рогачи». В эти три «карвая», два я постряпала себе.

«Ругачи» — украшенные ветки берёзы, без которых не обходится ни одна свадьба. А её обряд у голендров не менялся больше века.

Все, кто родом отсюда, молодёжь я имею в виду, возвращаются из города и проводят свадьбу здесь только «по-пихтински».
— Почему?
— Потому что нравится им, по-видимому, это. А мы, значит, это поддерживаем. Для нас это тоже приятно, потому что не забываются эти традиции наши, — говорит житель н.п. Среднепихтинский Пётр Людвиг.

— Обычно вот эти свадьбы голендровские, они до самой смерти идут.

Молодожёны Дмитрий и Анастасия Людвиг живут и учатся в городе, но жениться решили по правилам предков. Говорят, играть свадьбу иначе и в мыслях не было, ведь оба они — голендры.

— Может, для кого-то это и необычно, а для нас всё обычно.

Свадьбу здесь ещё называют «Прибиванием чепца», этот традиционный головной убор обязательно есть в гардеробе каждой замужней женщины. Мужчине во время обряда надевают шляпу.

Свадебные молитвы поют обязательно на польском языке. Голендры — лютеране. Религию, как и традиции, привезли из Польши, поэтому молитвы на все случаи жизни поют по «ксёнжкам». Так называют сборники священных песен на польском языке, они написаны готическим шрифтом. У каждого члена семьи своя личная книга. Их передают по наследству.

Так больше века и молятся в домах. Они у голендров действительно уникальные, во всей России таких не встретишь. Строение длинное, около 30 метров. Под одной крышей жилое помещение, кладовые, сеновалы и стайки для животных. Все построено без единого гвоздя. Голендры — умелые плотники. Брус заготавливали привезёнными с собой инструментами, по своей технологии.

— Брус, из которого голендры строили свои дома, сделан как раз вот такой продольной пилой. Потомки сохранили её в этом музее, как и множество экспонатов. Здесь у каждой вещи своя, и часто вековая, история. Например, вот эту сечкарню для измельчения травы на корм скоту голендры привезли с собой с Буга больше 100 лет назад.

Голендры историю и традиции чтут настолько, что в одной сравнительно небольшой деревне открыли сразу два музея. Главный экспонат — макет всех трёх поселений. На каждом маленьком доме есть флажок определённого цвета.

— Красные флажки обозначают, что этот дом жилой, сейчас в нём ещё живут. Вот смотрите, синие — это полуразрушенные, а коричневые — это на домах, которых вообще уже нет, — говорит жительница н. п. Среднепихтинский Нина Кунц.

В последние годы, рассказывает Нина Кунц, синих и коричневых флажков становится всё больше. Молодёжь уезжает в город, старики умирают. Когда — то самая крупная деревня голендров Дагник почти исчезла. Жизнь еще течет в Пихтинском и Среднепихтинском. Правда, занимаются здесь в основном сельским хозяйством, другой работы нет. Кажется, еще несколько десятилетий — и уйдет в небытие, исчезнет народ, который когда-то приехал за тысячи километров покорять Сибирь, сто лет прожил обособленно, говорил на родном языке, чтил традиции и по-своему молился.

13:18
551
Вести Иркутск
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...