Слово об ушедшем времени: политическая ситуация в России уже не будет как до пандемии

Иногда можно услышать, что, мол, когда коронавирус по-настоящему отступит, нас ждет возвращение в доковидную эпоху. Нет, не в медицинском отношении – здесь ситуация несомненно обновится, и многое будет иначе, чем прежде. Речь о надеждах политических. Якобы тогда опять разрешат протестные митинги, ослабят давление на выборы и журналистов, то ли откажутся от института иноагентов и прочих «нежелательных» вовсе, то ли, как минимум, существенно его смягчат.  

Мечты, мечты, где ваша сладость… Увы, динамика и логика ужесточения политических режимов давно и глубоко изучена, и при всех особенностях каждой страны (включая Россию), существуют все же общие закономерности, некие рамки, выйти за которые не удалось еще никому. И главная из них гласит, что без сдержек и противовесов, тем более, сильного сопротивления, закрутка гаек будет продолжена. Что уж там произойдет. когда кончится, резьба, – другой разговор. А на ближайшее время – формулируя дипломатично-обтекаемо: «несколько лет» – тенденция, в общем, понятна.


Лауреат Нобелевской премии Дмитрий Муратов: «Миллионы избирателей не имеют своих представителей в органах государственной власти». Фото news.un.org

Ну а с противовесами-сдержками большая проблема. И это притом, что реальная популярность нынешнего президента, оставаясь довольно высокой, в последние годы, по меньшей мере, не растет. Оба этих фактора в сочетании объективно усиливают соблазн задействовать жесткие меры. И маховик раскручивается сам собой – хотя бы потому, что выглядит для тех, кто принимает решения, единственно допустимым вариантом, исходя из их понимания действительности и предыдущих событий.

Взять хотя бы Сами Знаете Кого. Точнее, его программу, которая, кстати сказать, более проработана и сбалансирована, чем программа действующего правительства России. Смотрим один пункт: повышение на столько-то и в такие сроки минимального размера оплаты труда (МРОТ). По международным стандартам, это левоцентристское, социал-демократическое требование. Другой пункт: резкое сокращение административного и налогового давления на бизнес, дерегулирование предпринимательства. Это уже правый центр, ближе к либералам. Но в целом-то – обычная, тщательно проработанная программа решительного, но вполне умеренного, цивилизованного политика. Таких за рубежом пруд пруди.

Но это за рубежом. А у нас они и связанные с ними организации могут быть объявлены экстремистскими, нежелательными, не допущены до выборов, а то и отправлены в места не столь отдаленные. И эта практика едва ли исчезнет с окончанием пандемии. Скорее, наоборот, сохранится и окрепнет. Альтернатива? Она, конечно, имеется, и, опять же для зарубежья является обычной и даже рутинной: взять, да и проиграть действительно конкурентные выборы, отдать власть и уйти в оппозицию. Но у нас, как известно, своя дорога, и никто нам не указ…

Ничто не вечно под Луной, или, как поется в советском щлягере, «надо только выучиться ждать». Впрочем, кто-то оценивает действительность иначе, а кто-то ее вообще никак не оценивает. Плохо, однако, другое: по словам лауреата Нобелевской премии мира Дмитрия Муратова, «в нашей стране имеется 15–18 миллионов избирателей, то есть меньшинство, но ощутимое, чьи интересы не представляет ни одна из фракций Государственной думы, ни руководство государства. Именно поэтому мы, журналисты, вынуждены выполнять несвойственную нам функцию политиков».

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»             

        


ИА «Альтаир» присутствует в самых популярных соцсетях.
Присоединяйтесь к нам:
Telegram
Одноклассники
Вконтакте
Facebook
Instagram

Поделитесь новостью с друзьями:
00:30
1149
Альтаир
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...