В нацпарке их всего восемь особей.С уникальными кадрами из Тункинского нацпарка вернулись исследователи снежного барса

Дикие звери в объективе камеры. Увидеть вживую ирбиса или, например, улара почти невозможно — виды редкие, слишком осторожные да и живут в отдаленных заповедных местах. Но есть люди, которые наблюдают за ними и даже дают имена. Накануне исследователи как раз отмечали День снежного барса. В Тункинской долине, где обитает этот красивый хищник.

Это внизу, в долине —золотая осень. А в горах- сугробы, снег, и ветер почти с ног сбивает. Но у сотрудников фонда «Снежный барс» мега-задача: проверить ловушки на дикого зверя. Фото-видео ловушки, конечно же.

В объектив попала лиса, вот она- копается в ямке, сверкает глазами… Протопали мимо ловушки сибирские козероги, похоже, всем семейством. Осторожничал на горной вершине олень. И вот он- хозяин и гордость Тункинских гольцов: уверенный в себе и благородный. Хищник. Вот этого зовут- Мунко. Удачный получился кадр. Мунко- фотогеничен и, вообще, красавчик.

— Снежный барс —это официальный символ Тункинского нацпарка. Здесь, на огромной территории, обитает много редких видов животных и птиц. Но, пожалуй, всё-таки самый загадочный из них, это ирбис. Его дом высоко в горах.

Он обитает вон там. Где самые вершины Восточного Саяна, а небо цвета лазури. Таинственный, дикий, но есть люди, которые жизнь посвятили изучению снежного барса. Знакомьтесь, Дмитрий Медведев. Человек-легенда. Это он открыл ирбиса в Восточном Саяне, в Забайкалье, в Тофаларии и в Китойских гольцах. Знает всё о его повадках.

— Ирбис — это очень крупная горная кошка. Единственная, живущая на такой высоте. Здесь горы достигают 3-3,5 тысяч метров. А вообще он в Гималаях поднимается до 6 тысяч метров и выше. Уникальна кошка, прежде всего, своей приспособленностью к горной среде, —  говорит президент благотворительного фонда «Снежный барс» Дмитрий Медведев.

Впервые здесь зафиксировали следы снежного барса в 1980м году. В фотоловушку он попался 9 лет назад. С тех пор учёные насчитали в нацпарке восемь ирбисов. И у каждого есть своё имя: Димка, Китой, Батор, Мунко, Иркут, Ангел, Гроза… Ещё у них есть паспорта, а вместо отпечатков пальцев- пятнышки на белоснежной шкуре.

— У каждой особи снежного барса есть свой индивидуальный рисунок, данный ему или ей природой. И вот по этим группам пятен мы их сравниваем с другими снежными барсами, известными нам, — говорит старший научный сотрудник благотворительного фонда «Снежный барс» Антон Цяцька.

— А характер у него спокойный. Нет доказанных случаев нападения на человека. По сути дела, это единственная крупная кошка, у которой нет агрессии против человека. Он не нападает на людей. Нет снежных барсов- людоедов, — говорит президент благотворительного фонда «Снежный барс» Дмитрий Медведев.

Он хладнокровен по-королевски. Осторожен, но не пуглив. Любопытен в меру.

— У нас много случаев, когда снежный барс подходил к туристическому костру, уже прогоревшему. Наступал даже туда лапами и топтался. И когда на Мунку-Садрык поднимается большое количество людей в майские праздники, часто люди видят, что на небольшом сравнительно расстоянии от них идёт снежный барс, — говорит президент благотворительного фонда «Снежный барс» Дмитрий Медведев.

Фонд «Снежный барс» изучает и сохраняет не только ирбисов. Вот ещё одна диковинка Тунки — тоже отметилась на фотоловушке: краснокнижный алтайский улар. На востоке его называют священной птицей. Там люди верят- улар приносит удачу.

— Крупный, размером чуть меньше глухаря. Когда он распушает белый воротник свой, подхвостный шар — он становится похож на какого-то испанского вельможу, — говорит президент благотворительного фонда «Снежный барс» Дмитрий Медведев.

Накануне международного Дня снежного барса, его отмечают 23 октября, иркутские учёные встретились с коллегами из Тункинского национального парка. Передали свежее видео, снятое на ловушки, договорились сотрудничать дальше. В нацпарке есть, кстати, группа «Ирбис»- создана пять лет назад. Регулярные экспедиции и мониторинг, изучение среды обитания барса- вот их задача.

Образ снежного барса есть в разных религиях. По одному из преданий, именно ирбис охраняет вход в легендарную Шамбалу. Вот и для бурят снежный барс — животное тотемное. Обладает огромной силой и энергетикой. Поэтому в Тункинской долине на ирбиса не охотятся.

— Просто, это большой грех. Если кто-то убьёт снежного барса, то это считается проклятие на весь его род будет, — говорит и.о директора Тункинского национального парка Баир Байминов.

И известно, что на всём земном шаре этих редких и исчезающих, занесённых в Красную книгу хищников сегодня осталось не более 3 500 особей. На территории России, по данным экспертов, снежных барсов всего 90. Или даже меньше.
17:18
776
Вести Иркутск
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...