В правительстве Иркутской области предложили тофаларам «платить» за своих покойников 15 тысяч рублей
Нижнеудинский район, 22.05.17 (ИА «Телеинформ»), — Министр транспорта Иркутской области Артур Сулейменов заявил на майской сессии Законодательного собрания региона, что поднимавшийся на всех уровнях вопрос с грузом-200 решен. Заместитель главы Нижнеудинского района Евгений Бровко уточнил, что теперь малому коренному народу придется заплатить, чтобы вернуть покойника для захоронения, не 160 и более тысяч рублей, какие прецеденты уже случались, а 15 тысяч.
Напомним, проблема с доставкой груза-200 в Тофаларию возникла, когда региональные власти изменили перечень, определяющий, на перевозку чего выделяются субсидии из бюджета региона. В нем речь шла о пассажирских перевозках, доставке продуктов и других предметах первой необходимости, однако доставка умерших в него не была включена. Также запрещено было доставлять груз-200 в одном салоне с пассажирами.
Между тем доставка покойных из Нижнеудинска является насущной необходимостью. В самой Тофаларии патологоанатома нет, из Нижнеудинска туда специалист не вылетает, между тем для получения свидетельства о смерти его освидетельствованию подлежат все, умершие в возрасте моложе 80 лет. В результате за государственный счет осуществляется доставка трупов в Нижнеудинск, а вот вывезти их обратно, чтобы похоронить на родине и согласно традициям – это уже становится проблемой тофаларов. В результате зачастую либо покойники подолгу лежат в морге Нижнеудинска, пока родственники смогут собрать достаточно денег, чтобы оплатить доставку тела. Либо их хоронят тайком, не уведомляя власти о смерти, плодя тем самым «мертвые души» и постоянно живя под угрозой эксгумации тела, если о его смерти власти все же узнают.
Однако министр транспорта региона Артур Сулейменов считает, что выбирать, где именно хоронить своих покойников – это личное дело каждого. И если кому-то захотелось перевезти труп в другое место, то он и должен транспортировку оплачивать. При этом он не видит ничего особенного и отличительного от описанной им общей схемы в безальтернативной ситуации, в которой оказались тофалары.
Между тем депутаты и уполномоченный по правам человека по Иркутской области Валерий Лукин считают, что нельзя вынуждать людей «платить» за своих покойников, надо учитывать местную специфику, а также то, что в Тофаларии средняя заплата не превышает 10 тысяч рублей.
Также депутаты выразили полное недоумение, когда Евгений Бровко чересчур спокойно подтвердил, что бывают случаи, когда не все тофалары помещаются в рейс из Нижнеудинска, и им тогда приходится ждать от одной до двух недель, когда будет готовиться к отправке новый борт, изыскивая в это время деньги на оплату жилья и питания в чужом городе. Парламентарии припомнили ему, что у районных властей уже ранее выявляли злоупотребления, когда на субсидируемые рейсы вместо местных жителей загружали охотников или туристов, и настоятельно рекомендовали найти способ доставлять своевременно людей к местам жительства, не ставя их в такие безвыходные ситуации.
По итогам обсуждения на сессии депутаты, поддержанные Валерием Лукиным, потребовали от правительства региона изыскать средства на полное субсидирование доставки покойников из областного бюджета, а также восстановить то количество рейсов в Тофаларию, которое было в прошлом году (напомним, оно сократилось в 2017 году на несколько десятков).
На той же неделе с аналогичным запросом к правительству и губернатору региона обратился и депутат Государственной Думы от Иркутской области Николай Николаев.