Володин, Миронов, Жириновский: от перемены мест сумма не меняется
«Какую партию ни строим, а получается КПСС», – сетовал всероссийский златоуст Виктор Черномырдин. Именно КПСС, а не КПРФ или РСДРП, потому что строим сверху, из Кремля, с дозволения, а то и по инициативе верховной власти. Ну а если не сверху, то прозябать вам, ребята, вне стен Государственной думы и других госучреждений, как бы вы там ни пыжились «снизу». Афоризм Черномырдина имеет прямое отношение и к очередному витку партстроительства, назревающему, по традиции, не в гуще народа, а в администрации президента и сопутствующих ей организациях.
Вот пронесся один слух: мол, спикер Госдумы Вячеслав Володин намерен создать новую партию, более левую, социальную и популистскую, чем «Единая Россия». И якобы она будет похожа на Ноев ковчег («всякой твари по паре»): от Евгения Ройзмана и Владимира Мединского до Андрея Исаева и Натальи Поклонской. А вот другая сенсация: ЛДПР и «Справедливая Россия» могут объединиться в партию социал-демократического – то есть «розового», умеренно-левого – толка. Что ж, отрадно, что Владимир Жириновский и Сергей Миронов ощущают духовную близость, хотя для многих это давно не новость. Но тут возникает несколько проблем, решить которые нашим партстроителям будет ой как трудно.
Одна из проблем партийного строительства – идеологическая: всех тянет налево. Ясно, что там есть спрос у избирателей. Фото realcolonel.ru
Первая, по традиции, организационно-персональная: кто возглавит, кто уйдет на вторые роли и т.п. Серьезный момент, ведь из-за «личных обстоятельств» в современной, да и в прежней России развалились или вообще не состоялись десятки политических проектов. И тут даже Кремль не всесилен: принудительно «подружить» партийных лидеров – дело почти безнадежное. Противоречия все равно выйдут наружу.
Вторая проблема идеологическая – всех тянет налево. Ясно, что там есть спрос у избирателей, и что КПРФ удовлетворяет его не в полной мере. Это не упрек, а неизбежность: одна-единственная левая партия такой спрос удовлетворить не может в принципе. Скажем, а что если избиратель, при всем его «социальном», «социалистическом» настрое, негативно относится к Сталину и сталинизму? А что если, будучи левых взглядов, не приемлет позицию КПРФ по Крыму и Донбассу? Или он против заигрываний руководства КПРФ – нет, не с православием как таковым, а именно с верхушкой РПЦ (по мнению части избирателей, это ни одно и то же)? Или, придерживаясь левого мировоззрения, все же не разделяет одноцветно-позитивной оценки советского периода? И т.д. и т.п.
Но тут, критикуя КПРФ (а нормальная партия должна воспринимать критику в свой адрес позитивно, даже если с ней не согласна), важно не выплеснуть с водой ребенка, важно разглядеть истинные мотивы, которыми руководствуются не все, но некоторые критики. При этом «некоторые» – это как раз наиболее влиятельные, потому что за ними стоит Кремль. А там в ходу примерно такой взгляд: КПРФ хоть и не сказать, что совсем неподконтрольна, но единственная (причем вторая после «Единой России» по возможностям) партия, которая не совсем подконтрольна. А значит, надо под «вкусными», «симпатичными» предлогами (мол, «устарела», «не соответствует веяниям времени» и т.п.) занять левую нишу своими, ручными партиями, вытеснив коммунистов на обочину.
Поэтому и тасуют колоду именно наверху – народ ко всем этим хитростям-тонкостям абсолютно безразличен. Впрочем, его, народ, как повелось, и не спросят: покажут красивую картинку «по ящику», как ручкаются Миронов с Жириновским, или с дрожью в голосе сообщат, что Володин (между нами – очень-очень небедный человек) страсть как озабочен нуждами простых людей – и дело в политической шляпе. А для пущей убедительности можно даже вывести на экраны «артиллерию особой мощности»: а ну как сам Владимир Владимирович скажет пару слов о «важности» и «конструктивности» появления новой партии. Сдержанно, без реверансов, с президентским достоинством – и, тем не менее, рейтинг свежеиспеченных партийцев сразу же ринется вверх, а начальство всех уровней получит верховный знак – «с этими можно».
Поиски новых обложек для старых, истрепанных, засаленных книг – явный признак кризиса «Единой России»
Кстати, без оппозиции ради оппозиции, но все же: по существу, в Кремле дают «зеленый свет» только партиям, которые лояльны нынешнему президенту. Да, одни любят его чуть слева, другие – чуть справа, «Единая Россия» – больше по центру. Но в этом отношении разницы между ЕР и новыми партпроектами не предвидится. Однообразное меню. А ведь для настоящей, причем конструктивной оппозиции запретных тем, включая критику в адрес президента, быть не должно.
И, пожалуй, главное. Поиски новых обложек для старых, истрепанных, засаленных книг – явный признак кризиса «Единой России». КПСС рыночной эпохи не справляется, да и в принципе не может справиться, с частью возложенных на нее задач. Как машина для голосования («приказано – исполнено») она еще ничего. А вот как действовать самостоятельно, с импровизацией, или хоть как-то укорениться в народном сознании отдельно от фамилии Путин – так прямо беда. Похоже, эту диспозицию («колосс на глиняных ногах») понимают и наверху, а потому стали искать иные варианты. Ну а дальше – см. начало статьи, цитату из Черномырдина.
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»