Родители без родины — дети без гражданства. Кто поможет женщинам-мигранткам?
Они не ходят в школу, выходят замуж в 15 и живут по обычаям своей страны. Часто нелегально. Поэтому никаких прав в России. Люди-невидимки. Иркутские общественники решили создать проект помощи одиноким женщинам-мигранткам. Нередко это несовершеннолетние девушки, да еще и с детьми.
— Меня мама, когда мне исполнилось 15 лет, она меня выдала замуж. И я потом родила ребёнка.
— У нас по обычаям так. Все так рано выходят замуж девочки.
— Но у нас бывают девочки, которые даже не учатся. Но мне папа разрешил, чтобы я девять классов закончила. Дальше учиться не разрешают нам.
Алина жила по обычаям своей страны. Хоть и выросла в Иркутской области. Из Ближнего зарубежья девочку привезли, когда ей было 3 года. Замуж выдали, едва она окончила 9 классов. Всё по традиции. Только в ЗАГС не ходили. Ни у неё, ни у мужа нет российских паспортов.
— Мы жили вместе в одной деревне, родственники почти. Мы общались с ними. И потом он попросил моей руки, а мама согласилась. У нас была помолвка в феврале 2016 года. Просто помолвка. Собрались все наши родственники. И вот так спраздновали и всё.
Сейчас девушке 17. Вместе с ребёнком она скрывается в кризисном центре «Мария». Поэтому не показывает лицо. В деревне, где живет семья, её никто не ждёт. Для родных она теперь чужая. А 29-летний муж уехал на родину.
— Он до сих пор ещё не вернулся.
— И он не пишет, не звонит?
— Нет, у меня номера его нет. И у него тоже. Я номер поменяла, он не знает номер.
Ребёнку Алины полтора года. У него нет страхового полиса. И в поликлинику его не оформляют. Российское гражданство ему не положено, потому что у девушки его нет. Директор кризисного центра взяла несовершеннолетнюю маму под опеку.
— Как гражданин России и как её попечитель, я могу помочь ей сделать здесь документы. Сейчас мы устанавливаем её личность через УФМС. И потом, когда она будет под опекой у меня полгода, мы подадим документы на Российское гражданство. в этом году в центр «Мария» за помощью обратились 8 иностранных женщин, — говорит директор кризисного центра «Мария» Наталья Кузнецова.
Некоторые — несовершеннолетние. Живя в России без гражданства, а часто и нелегально, они словно люди-невидимки, говорит Наталья Кузнецова. У них нет никаких прав, они не могут вернуться на родину и что делать, не знают.
— На самом деле, девушек вот таких очень много. Многих привезли сюда маленькими. Многие родились здесь на территории России. Но так как они живут обособленно, живут своими кланами, они не знают, куда обратиться, куда выйти. Хотелось бы, чтобы эти женщины, они не боялись, они обращались, — говорит директор кризисного центра «Мария» Наталья Кузнецова.
Хорошо знакома с проблемой женщин-мигранток и уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области Светлана Семёнова. Более 20 обращений с начала года.
— Все права, которые только возможно реализовать в отношении своего ребёнка, они реализовать не могут. Потому что у них нет гражданства. Это и пособия, и медицинская помощь для ребёнка и решение вопросов с обучением, — говорит уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области Светлана Семёнова.
Самые распространённые случаи обращений иностранных женщин связаны с тем, что некоторые приехали ещё во времена СССР и не сменили паспорт. Кто-то оказался здесь по визе, но на Родину не вернулся и нарушил визовый режим. Кого-то, как Алину, привезли в Россию ребёнком, но не оформили гражданства.
— У нас сейчас есть ситуация, где человек, которого привезли сюда, девочка, у которой четверо детей. Она в принципе не имеет гражданства никакого государства. Потому что мать её вывезла ещё до распада Союза. Документы у неё утеряны. И многие ситуации вообще приходится проживать через установление личности человека, — говорит уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области Светлана Семёнова.
В миграционной службе говорят, нерешаемых проблем нет. Главное — соблюсти все правила пребывания на территории России.
— Иностранный иностранный гражданин, лицо без гражданства приходит на приём, где рассмотрят все его документы, обстоятельства рассмотрят. И в соответствии с законом ему разъяснят, как он должен действовать. Что должен собрать, какой пакет документов. И в принципе, любой случай, даже какой-то очень сложный, мы рассматриваем в индивидуальном порядке, — говорит заместитель начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области Татьяна Липасова.
Алина уже знает, как поступит, когда получит гражданство. В планах — несмотря на обычаи, получить хотя бы среднее образование, устроить ребёнка в детский сад. А директор кризисного центра «Мария» решила создать проект помощи иностранным женщинам. Вместе с другими общественниками она будет ездить по деревням, где живут мигранты, и предлагать свою помощь.