Послание губернатора Иркутской области: пятилетка, госплан, стратегия – уверенность в планах, которых не существует на бумаге
Иркутская область, 11.04.19 (ИА «Телеинформ»), — Губернатор Иркутской области Сергей Левченко 10 апреля во время оглашения послания о положении дел в 2018 году и основных направлениях областной государственной политики на 2019 год рассказал, что в планировании будущего помогает стратегия развития региона до 2030 года.
– Нам здорово помогла та стратегия до 2030 года, которую мы начинали делать три года назад. Она достаточно принципиально определила основные направления развития Иркутской области. Имея такие долговременные цели до 2030 года, мы конкретизировали «пятилетку» для того, чтобы каждый человек, прочитав этот пятилетний план, найдя себя там, найдя своё предприятие, свой населённый пункт, увидел, что будут какие-то позитивные изменения, – прозвучали слова губернатора в ролике «Моя пятилетка», которую продемонстрировали до начала оглашения послания.
Сергей Левченко выразил уверенность, что без пятилеток развитие невозможно. Он отметил, что уже через первые пять лет в регионе появится «огромное количество новых крупных красивых объектов», которые строятся уже сейчас. На видеоряде в это время транслировались кадры со стройки бенди-центра в Иркутске, который уже вызвал многочисленные вопросы со стороны горожан.
– Из шести крупнейших инвестиционных строек, которые курирует Минфин России, три – наши. Естественно, это всё повлияет на жизнь людей, – сказал губернатор.
Однако, стоит напомнить, что недавно буквально на днях чиновники областного правительства заявили, что тот же Центр по хоккею с мячом всё ещё строится без официальных гарантий со стороны Минфина РФ. Ведомство до сих пор не подтвердило софинансирование, договорённости существуют лишь на словах.
Уже во время оглашения послания Сергей Левченко несколько раз возвращался к своей идее госпланирования и стратегии. Он напомнил, то госплан – это комплексный подход к развитию, в рамках которого первична экономическая отдача конкретной территории или проекта. При этом социальная и инфраструктурная составляющая в обязательном порядке должны быть увязаны с планами предприятий и показателями проектов.
– Нам не нужен план ради плана, а стратегия ради стратегии. Для нас Госплан – это не бумаги, а инструмент развития. Госплан – это набор совершенно конкретных показателей и задач, – заявил Сергей Левченко. – Мы предполагаем, что в рамках Госплана должна появиться схема создания всей необходимой инфраструктуры для обеспечения «точек роста» – причем не только дорожной или инженерной, но и социальной, так как это необходимо для обеспечения потребностей людей.
Между тем, напомним, стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года хоть и существует, но до сих пор не принята депутатами Заксобрания региона. И причина – как раз в отсутствии конкретики, крупных проектов, амбициозных идей. Это идёт в разрез со словами губернатора. Первое чтение документ прошёл «со скрипом» ещё в начале 2017 года, на том дело и остановилось. Очередная попытка – и снова неудачная – запустить стратегию в действие состоялась 28 февраля 2019 года.
Что касается Госплана и пятилетки, то они якобы стартовали в Иркутской области в 2019 году. Парадокс заключается в том, что про Госплан и пятилетку известно только со слов губернатора. При этом пятилетний план развития региональные власти обещали представить еще в сентябре 2018 года, но в реальности до сих пор ни того, ни другого документа никто не видел.
– Я уже не в первый раз нахожусь на послании губернатора и каждый год нам напоминают, что мы живём в раю. Мне бы очень хотелось увидеть три документа, которые называются «пятилеткой», «госпланом» и «стратегией». Последний мы, правда, видели в виде проекта, но на сессии Заксобрания он не рассматривался и одобрения не получил, – критически отозвалась о послании губернатора руководитель фракции «Справедливой России» в ЗС Иркутской области Лариса Егорова. – Мы так много слышим о пятилетке, что, в конце концов, мне бы, как жителю Иркутска, а не как депутату Законодательного собрания или председателю отделения партии, хотелось посмотреть, как мы будем развиваться. Как будем доживать до 74 лет к 2023 году, если не будем вкладывать деньги в здравоохранение.
Претензия Ларисы Егоровой понятна. В своём послании губернатор вообще очень мало уделил внимания сфере здравоохранения, несмотря на то, что именно она сейчас лидирует по числу проблемных вопросов, которые непосредственно отражаются на жителях региона, поддерживает представитель «Гражданской платформы» в ЗС Ольга Безродных. Сергей Левченко лишь слегка коснулся этой темы, озвучив уже достигнутые результаты. По крайней мере, прямых поручений министерству здравоохранения не прозвучало. Впрочем, если вспомнить, что глава ведомства Олег Ярошенко убеждён в достаточности финансирования этой сферы, то удивляться не приходится, что в приоритете на 2019 год – лишь закупка машин скорой помощи, строительство ФАПов, развитие паллиативной помощи и санавиации. Темы, безусловно, важные, но не единственные в вопросах оказания качественной медпомощи жителям. Но даже в них не обошлось без лукавства.
Например, взять вопрос по каретам «скорой помощи». Сергей Левченко озвучил, что в ближайшие пять лет необходимо ежегодно покупать по 40 машин ежегодно. В 2019 году планируется приобретение 46 автомобилей. Но губернатор почему-то умолчал, что остроту вопроса удалось снизить благодаря не правительству Иркутской области, а стараниям депутатов, будировавших тему весь 2017 год. Парламентарии тогда с боем добились выделения из казны денег на сто «скорых» базовой комплектации.
Неоднозначна и тема со строительством ФАПов. Сергей Левченко рассказал, что составлен рейтинг приоритетности населенных пунктов региона, на территории которых планируется проектирование и строительство фельдшерско-акушерских пунктов. В него вошло 333 поселения. Однако от муниципалитетов поступают жалобы на неразбериху в рейтинге, на основании которого в правительстве определяют территории, где ФАПы будут построены в первую очередь. Представители территорий жалуются, что при наличии готовой проектно-сметной документации медицинские пункты для их районов годами не включаются в областную программу. Кстати, стоит вспомнить и тот факт, что в начале 2018 года правительство отчиталось о рекордном объёме строительства ФАПов, на деле же оказалось, что работали они не все.
Справедливости ради, в послании губернатора прозвучал действительно необходимый для региона, для всей Сибири объект: радиологический корпус Восточно-Сибирского онкоцентра, который возводится при участии инвестора – компании «Русатом Хэлскеа». Впрочем, других объектов подобного плана губернатор рассмотреть не поручал, лишь размыто указал правительству на необходимость «ориентироваться на этот успешный пример и активизировать работу по подготовке и реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства».
Ещё один социально напряжённый вопрос – «мусорная реформа». Мало того что она ударила по карманам как жителей, так и бизнеса, так и весь прошлый год на различных площадках неоднократно обсуждалось, что регион не готов к ней. С точки зрения губернатора всё оказалось не так.
– Хочу доложить, что мы вошли в число тех регионов, которые приняли эту концепцию и своевременно подготовили всю необходимую базу, чтобы с 1 января 2019 года новый подход по оказанию коммунальной услуги начал системно и планомерно внедряться на всей территории Иркутской области в полном соответствии с требованиями природоохранного и жилищного законодательства, – отрапортовал он.
Стоит отметить, что в этот раз Сергей Левченко не стал затрагивать тему реальных доходов населения, хотя отметил, что «бедные у нас – это не те, кто получает формально меньше прожиточного минимума, а те, кто живет на 15, 20, 25 тысяч рублей в месяц, а при нынешних ценах это очень низкий уровень». Ещё в прошлом году Минэкономразвития Иркутской области признало, что экономика растёт, а доходы населения – нет, уровень жизни отстаёт от экономики. По итогам 2018 года ситуация ухудшилась. По данным Иркутскстата, среднедушевой доход жителей Иркутской области в минувшем году, по предварительным данным, составил 22 тысячи 743 рубля в месяц. По сравнению с 2017 годом в реальном выражении это меньше на 1,4%.
Губернатор озвучил меры по преодолению бедности. Помимо различных социальных мер поддержки, среди которых снижение транспортного налога на маломощные машины и увеличение единовременного пособия при рождении ребёнка, а также расширение перечня тех, кто сможет претендовать на льготы за капремонт и льготную ипотеку, это системный рост зарплат в различных отраслях экономики. Однако как этого будет добиваться правительство Иркутской области, осталось неясным. Галочку в этом вопросе можно поставить только напротив графы «заработная плата работников бюджетной сферы», которая повышается за счёт казны региона – и то по распоряжению «сверху» и по всей России.
А вот с тезисом, что экономика региона неуклонно растёт, не согласиться невозможно. Сергей Левченко назвал 2018 год годом развития и есть, почему. Доходы бюджета растут, налоговые поступления тоже, регион получает федеральные «премии».
– Все это стало возможным только благодаря растущей экономике. В 2018 году по большинству макроэкономических показателей наблюдалась позитивная динамика. По предварительной оценке, в 2018 году валовый региональный продукт вырос более, чем на 170 млрд рублей и составил 1 триллион 365 млрд рублей, – прокомментировал Сергей Левченко.
Реперными точками в росте экономики губернатор назвал газохимический проект ИНК, проект «Группы Илим» по строительству завода по производству картона и других упаковочных материалов в Усть-Илимске, сборку пассажирского самолёта МС-21 на иркутском авиазаводе, проект «Фармасинтеза», который должен «вылечить» экономику Усолья-Сибирского, после того как её «похоронил» проект группы «Нитол» по производству поликремния, иркутский высокотехнологичный проект по созданию тест-полосок и глюкометров. Наблюдателям этого, однако, не хватило.
– Как председатель бюджетного комитета, я не услышала самого главного. К сожалению, сегодня не было озвучено ни одного экономического закона на территории Иркутской области. При этом я абсолютно точно знаю, что на уровне Российской Федерации принято очень много законов, которые позволяют повысить инвестиционную привлекательность, – прокомментировала глава профильного комитета ЗС Наталья Дикусарова. – Мы можем много говорить о том, что мы развиваемся на базе авиационного завода, Иркутской нефтяной компании, так оно и есть, но потребности Иркутской области гораздо шире, поэтому нужно создавать инвестиционную законодательную базу.
Наталья Дикусарова отмечает: фактически это означает, что законодательная инициатива в очередной раз будет исходить не от исполнительной власти, а от регионального парламента. Примером такой работы может стать прошлый год, когда Заксобрание Иркутской области «пробило» льготу на движимое имущество для малого и среднего бизнеса.
Кстати, Сергей Левченко не преминул вспомнить о скандальном заводе по розливу байкальской воды в Култуке, приписав провальное предприятие прошлой стратегии развития, принятой до него. Однако – и этому есть документальные подтверждения – именно он поручил включить проект в реестр инвестиционных. Только после того, как тема громко выстрелила в этом году, губернатор поменял позицию. Как это скажется на инвестиционном климате региона, покажет время.
В сфере экономики из уст губернатора конкретика всё же прозвучала. Касалась она лесопромышленного комплекса. Не в первый раз Сергей Левченко сообщил, что в 2018 году произошло заметное снижение объема незаконных рубок – на 48% по сравнению с 2017 годом.
– Нам удалось добиться этого благодаря реализации пилотного проекта по маркировке заготавливаемой древесины и учету деятельности лесозаготовителей и лесоэкспортеров в специальной информационной системе. Я могу совершенно уверенно сказать, что идентификационные карты, которые мы ввели, позволяют эффективно выявлять и ликвидировать схемы и места незаконных рубок, – заявил он.
В очередной раз напомним, что позиция региональной власти в этом вопросе заметно расходится с мнением надзорных органов. Так, глава Байкальской природоохранной прокуратуры Сергей Зенков заявил о троекратном приросте санитарных вырубок. Под их видом происходит коммерческая заготовка древесины. Эти махинации уже привели к громким уголовным делам. Например, фигурантом стал глава регионального Минлеса Сергей Шеверда, при этом дело в отношении него затягивается через витиеватые схемы.
– Одновременно продолжает расти объем налоговых поступлений от предприятий ЛПК: в 2018 году в бюджет поступило 10,3 млрд рублей, что почти на 57% выше уровня 2017 года и в 3,4 раза больше, чем в 2015 году. И это при почти сопоставимых объемах рубки. У меня возникает вопрос – кому доставались эти недополученные миллиарды раньше? Почему они не поступали в бюджет? Сегодня налоговая отдача на 1 кубометр заготовленной древесины доходит до 363 рублей. Это в 4,5 раза больше, чем в 2015 году. Это результат работы за три с небольшим года, – продолжил губернатор, но так и не сказал, какая же всё-таки работа была проведена, помимо пилотного проекта по чипированию древесины.
Напомним, в прошлом году в Иркутской области приняли поправки, которые ужесточили наказание в сфере заготовки леса, однако, тот же Сергей Зенков считает, что ситуация в лесной сфере вышла из-под контроля и лесом сейчас управляет бизнес, а не власть.
Уделил внимание губернатор и взаимоотношениям с муниципалитетами, сообщив снова, что региональные власти «системно увеличивают финансовую помощь муниципальным образованиям, причем темпы роста этого показателя обгоняют темпы роста расходов областного бюджета в целом».
– Если в 2016 году объем средств бюджета области составлял порядка 43,1 млрд рублей, то в 2018 году муниципалитетам было направлено на 34% больше – 57,7 млрд рублей. Обращаю внимание, что межбюджетное финансирование крупнейших городов области также увеличилось. Для примера, в 2018 году городу Иркутску было передано почти 9,8 млрд рублей, это на 3,1 млрд больше, чем в 2016 году, Братску – 4,0 млрд рублей, на 430 млн рублей больше, чем в 2016 году, а городу Ангарску – 3,4 млрд рублей, то есть на 1,1 млрд больше, чем в 2016 году, – говорит Сергей Левченко.
Вместе с тем, добавил он, объём субсидий, неосвоенных муниципальными образованиями в 2018 году, составил менее одного миллиарда рублей. Сергей Левченко попросил усилить работу по повышению процента освоения средств. Однако позиция губернатора вызвала недоумение со стороны экспертов.
– Первое, что пришло в голову: а действительно ли это про нас говорится в послании, действительно ли мы так хорошо живем. Мне не хватило видения решения тех проблем, которые заботят сегодня муниципалитеты, а они задыхаются от нехватки финансов. Осталась непонятной роль муниципалитета в жизни области, и каким образом будут жить территории дальше, – говорит представитель ЛДПР в Закобрании Георгий Любенков.
Впрочем, кое-что о роли муниципалитетов в послании прозвучало. В частности, губернатор сообщил, что при госпланировании ставка делается на те территории, которые могут стать точками роста.
– Разумеется, это не значит, что другие территории будут забыты – нет, социальные и инфраструктурные программы будут реализованы везде. Однако в части развития экономики мы особое внимание уделим тем районам, городам, поселениям, которые смогут выйти на устойчивый рост в ближайшие годы, – фактически подчеркнул губернатор неравноправие муниципалитетов в глазах региональной власти.
В заключении Сергей Левченко «прошёлся» по «политическим силам», которые пытаются «искусственно поджечь политическую ситуацию».
– К сожалению, мы видим в последнее время появление в регионе политических сил, которые не хотят участвовать в честных конкурентных выборах. Для них удобнее снять с дистанции сильных участников, на безальтернативных условиях провести своих кандидатов. Я уже говорил, что конкуренция – это очень эффективный управленец, которому не нужно платить зарплату. Реальная политическая конкуренция – это достижение региона, – заявил губернатор. – Я хочу обратиться к тем, кто пытается поджечь политическую ситуацию в регионе. Иркутскую область не случайно называют самым свободным регионом в стране. Здесь жители сами решают, кто должен быть победителем. Не пытайтесь за них что-либо решить. Уважайте свой народ и тогда он будет уважать вас.
Это не ускользнуло и от наблюдателей. Лариса Егорова, например, посоветовала Сергею Левченко повторить эти же слова на фракции КПРФ, которую возглавляет сын губернатора, «для того, чтобы дальше двигаться в нормальном режиме».
Председатель ЗС Иркутской области Сергей Сокол, в свою очередь, констатировал, что впереди ещё очень много работы и нужно совместными усилиями депутатов и правительства налаживать процесс межбюджетных отношений, выработать и наконец-то принять стратегию социально-экономического развития региона.
– Каждый год руководитель области рассказывает об успехах, каждый год ставит какие-то задачи перед правительством и самим собой, и каждый год получается так, что мы видим на бумаге какие-то цифры, стройные колонки, и кажется, что качество жизни в Иркутской области должно неуклонно повышаться. Но, к сожалению, это незаметно, люди уезжают из области, – говорит Сергей Сокол.
Спикер отметил, что в послании не прозвучало ничего про эффективность работы команды губернатора. Успехи, обозначенные им, – результат экономической мощи самой Иркутской области, а не конкретные достижения правительства региона.
– Здесь надо смотреть, какие проблемы каждый год как переходящее красное знамя передаются из послания в послание. У нас огромные проблемы с межбюджетными отношениями. У нас нет плановой в хорошем смысле экономики. У нас система с муниципалитетами «выпросил – получил, не выпросил – не получил». Таким не бывает развитие, – говорит он.
По мнению председателя Заксобрания, послание не внесло ясности в план развития региона и об этом свидетельствует профицит бюджета Иркутской области в 15 млрд рублей.
– Вроде показатели хорошие, а никуда прибежать не можем. Такое впечатление, как будто область со всей своей мощью просто дрейфует. В этом, конечно, большая проблема, – заключил Сергей Сокол.
ТЕПЕРЬ: иркутские политические новости в Telegram