Скованные одной цепью: для России нет ничего хорошего в ссоре Америки с Китаем
Интересное дело: даже 10–15–20 лет назад, когда Иркутск часто посещали представители американского посольства в России, а также государственного департамента США, в их беседах с местными экспертами и журналистами почти всегда присутствовал такой оборот. Мол, у вас тут под боком бурно растущий Китай с его грандиозными планами, поэтому «если что» Америка может помочь России ограничить его влияние. Короче говоря, мягкое предложение «дружить против».
Сейчас иные времена, однако, судя по настроениям в официальном Вашингтоне, предложение в силе. И, не исключено, в той или иной форме (хотя, конечно, не напрямки) может быть затронуто не только в формате «Лавров – Помпео», но и «Путин – Трамп». Такой поворот может показаться странным: вон мы как с Китаем дружим, а с Америкой ссоримся. Но не тут-то было! Большая политика это обязательно большие зигзаги и не меньшие парадоксы.
В Пекине исходят из принципа, который сформулировал Дэн Сяопин: «Не важно, какого цвета кошка…». Фото wykop.pl
Что нам, вообще говоря, приносит дружба с Китаем? Разумеется, кое-что приносит, особенно в геополитическом, военно-стратегическом аспекте. В экономике? Давайте не обманываться: Китай уже сейчас намного мощнее России и разрыв продолжает расти. В двухсторонних связях наша страна откровенно играет роль сырьевого придатка, неся к тому же экологические издержки.
Насколько Китай солидарен с нами в противостоянии Западу? Так себе: на словах солидарен, на деле – не очень. В Пекине вообще исходят из принципа, который сформулировал Дэн Сяопин: «Не важно, какого цвета кошка…». Поэтому, мол, Китай и Америка разные, но не обязательно враги. На практике это выглядит так, что Поднебесная в значительной степени соблюдает ограничения (санкции), наложенные на Россию западными странами, в том числе, разумеется, Америкой, в связи с событиями 2014 года.
При этом Китай энергично наращивает военный потенциал, по качеству и количеству простых вооружений почти догнав Россию, а уж о мобилизационном (человеческом) ресурсе и говорить нечего. Зато «таскать каштаны из огня», вмешиваясь в локальные войны, чем явно увлекся Кремль, Си Цзиньпин и его команда не спешат. Пусть за них (и, собственно, для них) таскают другие. Китайские товарищи по-прежнему предпочитают экономическую экспансию по всей планете (благо возможности позволяют), то есть мягкую, «лисью» силу, в отличие от нашей, сугубо силовой, «медвежьей».
Что на выходе? Америка, как с ней ни ругайся, далеко. А Китай с его полутора миллиардами населения и дефицитом «жизненного пространства» – вот он, под боком. И реальные, а не пропагандистские тенденции в отношениях соседей должны скорее насторожить, чем воодушевить российскую сторону.
Парадокс же в том, что России на международной арене как воздух нужна система сдержек и противовесов, от которой во внутренней политике Кремль уже 20 лет бегает как черт от ладана, предпочитая режим личной власти и ручного управления. А поэтому нам не выгоден чересчур сильный Китай. И вроде бы можно принять американские намеки. Но, опять же, дружба с Америкой, тем более крепкая, невозможна без уступок с нашей стороны, причем нешуточных – Крым, Донбасс и всё такое. А пока Вашингтон готов подставить плечо «против Китая», сохраняя, а то и усиливая режим санкций против Москвы. И потом: кто его знает, Трамп ведь вполне может проиграть выборы-2020, а у лидеров Демпартии отношение к руководству России… как бы помягче выразиться…
Америка, как с ней ни ругайся, далеко. А Китай с его полутора миллиардами населения и дефицитом «жизненного пространства» – вот он, под боком. Фото commentarii.ru
Про дружбу России с Китаем уже сказано, но парадоксы на этом не закончены. В «большом треугольнике» все связаны если не одной целью, то уж точно одной цепью. И нам, при всех плюсах игр на противоречиях, не нужна и серьезная ссора между Америкой и Китаем. Ведь что значит таможенная война, которую фактически объявил Трамп и, отвечая, вынужденно принял Си Цзиньпин? Это замедление роста китайской экономики, китайского спроса на сырьевой импорт, падение интереса Поднебесной к развивающимся рынкам, к коим принадлежит российский. Значит, еще меньше инвестиций в нашу экономику и тренд на снижение нефтяных цен. То есть хуже становится и России, хотя мы и без этого близки к новому витку рецессии: даже по данным Росстата, рост валового внутреннего продукта за первый квартал 2019 года составил всего полпроцента. Какие уж там «нацпроекты», вы о чем?!
Продолжаем бег по кругу. Большая ссора Пекина с Вашингтоном нам не нужна, большая дружба – тоже. Такие же расклады и у наших друзей-противников. В этом мире всё взаимосвязано, как ни отгораживайся, как ни изолируйся. Поэтому, без преувеличения, те «угар-патриоты», кто призывает ни много, ни мало, «сплотиться с китайскими товарищами и врезать пиндосам как следует», демонстрируют интеллектуальную деградацию. Впрочем, с главными каналами РосТВ можно и не до такого додуматься…
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»