«Здравствуй, Средневековье!»: бывший замминистра культуры предложил закрыть все театры
Инициативу, с которой выступил в интервью телеканалу «Царьград» председатель комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры РФ, бывший заместитель федерального министра культуры и экс-депутат Госдумы от «Единой России», а еще раньше офицер-ракетчик и сотрудник ГРУ Павел Пожигайло, можно было бы отнести к рубрике «Нарочно не придумаешь», «Посмеемся вместе» или «Медицинский вестник». Если бы…
Если бы, опять же, не послужной список инициатора. Если бы он не призвал в поддержку классика русской литературы. Если бы не собеседником Пожигайло, не возражавшим против экстравагантно-мракобесных предложений, не был влиятельный, вхожий в очень высокие кабинеты бизнесмен Константин Малофеев. Если бы это была шутка из КВН, «Вечернего Урганта» или, скажем, почившего в бозе «Прожектора Перисхилтон». И наконец, если бы не популярность взглядов Пожигайло у части правящего слоя.
Павел Пожигайло: «Развивать театры – это диверсия, это катастрофа». Фото nakanune.ru
«Как-то меня спросили: если вы были бы президентом России, какие первые законы приняли бы? – вспомнил Пожигайло в ходе недавнего разговора в передаче «Русская мечта» (название-то какое!). – Естественно, я бы закрыл все театры...»
На уточняющий вопрос Малофеева гость программы подтвердил: «Все театры, да… Это моя, может быть, жесткая позиция верующего человека, но все-таки немножко обученного».
В обоснование своей позиции экс-замминистра привел в пример цитату из письма Федора Достоевского супруге: «Ты знаешь, дорогая, талантливый бестия Островский. Действительно, талантлив. Одно только меня смущает, и это очень больно. Раньше люди в субботу в церковь ходили. А сейчас на его пьесы в театр».
«Так говорил Достоевский. И я вам скажу: театр – это альтернатива литургии, – подчеркнул Пожигайло. – И появилось же это фактически во времена Вольтера. И в России в XIX веке… и подготовило русскую революцию. Потому что театр в полном смысле – это подмена литургии. Подмена Церкви, подмена акта служения в храме… Развивать театры – это диверсия, это катастрофа».
«Закрытие театров приведет или, по крайней мере, даст возможность вернуть людей в церковь», – сказал, резюмируя слова собеседника, Малофеев. «Я жестко говорю, но чтобы был понятен смысл того, что говорю», – ответил Пожигайло.
Развивая наступление, председатель комиссии Общественной палаты по культуре неоднозначно отозвался и о музеях. Оказывается, он не против Исторического музея или Третьяковки, «но, к сожалению, и музеи сейчас пошли в ту же самую сторону. Все эти инсталляции, все это современное искусство… И даже в Эрмитаже появляются эти «буревестники» постмодерна, связанные с пошлостью, обнажением, акционизмом и так далее».
Следы многих негативных явлений, по мнению Пожигайло, ведут в Министерство культуры, ведь там поддерживают современное искусство, «развращающее» россиян. Вместо того чтобы привозить новые фильмы и творческие коллективы в деревню, нужно научить кого-то из деревенских жителей играть на гармони и собрать церковный хор.
Кроме того, бывший заместитель министра призывает запретить преподавание английского языка. По его словам, если ребенок изучает данный предмет с первого класса, то вырастет «англичанином». И уже с раннего возраста, беспокоится Пожигайло, школьники, изучая иностранные языки, начинают думать по-западному, у них меняется мировоззрение. Член Общественной палаты убежден, что язык представляет собой оружие массового поражения.
Большинство отзывов на инициативы отставного ракетчика-разведчика негативное. Заместитель председателя комитета по культуре Госдумы Елена Драпеко, комментируя высказывания Пожигайло, сказала, что он «желает законсервировать Россию на уровне XIX века. Надеть на всех лапти, посконные рубахи, чтобы все хором пели и ходили строем. Это его мечта. Но, к сожалению, законсервировать ничего невозможно. Человечество идет дальше, развивается».
…Напрашиваются две версии. Первая, как уже говорилось, медицинская. Вторая – о возрождении и усилении призывов вернуться не то что в позапрошлый век, а в Средневековье. Хотя, быть может, и «два в одном». Примечательно к тому же, что заявления Пожигайло, сделанные под густым и острым соусом патриотизма и духовности (в его, Пожигайло, понимании), стали своеобразным вкладом в Год театра, объявленный президентом России.
Впрочем, даже Средневековье или Древний мир – это мягко сказано, ведь уже тогда театральное искусство не только сделало первые шаги, но и пользовалось большой популярностью. Скорее речь о пещерном, первобытном времени. И о взгляде, что можно и нужно заставить верить в Бога. Кроме того, людьми, живущими по заветам Пожигайло, легко управлять и манипулировать. Быть может, именно в этом секрет явных и тайных симпатий кое-кого из власть имущих к призыву закрыть театры и запретить изучение иностранных языков?
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»