Любовь к Родине – от двойки до пятерки, или Школа в объятиях патриотизма
Согласно изменениям в законодательстве, в российских школах могут появиться уроки патриотизма. Нет, не прямо сейчас, не с 1 сентября. Но за год предписано подготовиться, подогнать существующие программы под новые требования, довести содержание грядущих перемен (не между уроками, а в уроках) до родителей учащихся. И вот уж в 2021-м – полный вперед!
Интересна мотивация таких новшеств, озвученная большинством депутатов Госдумы, а также руководством Министерства образования РФ. Якобы в настоящее время патриотическое воспитание школьников ведется «на недостаточно глубоком уровне и несколько формально». А посему надо усилить патриотизм в учебных программах по существующим предметам, а также проводить уроки, посвященные воспитанию чувства любви к Отечеству. Как говорится, «мы вас научим Родину любить».
У России многозначное, «многоцветное» прошлое, настоящее и, без сомнения, будущее
Очевидно, эта затея обернется нарастанием бумажной отчетности, объемы которой в российских школах превзошли все мыслимые пределы. И то: должны же чем-то заниматься начальники от образования различных уровней. Вот и нарастает бумажно-макулатурный оборот. И хоть бы подкрепили дополнительную нагрузку доплатами учителям, однако на этот счет пока ничего не обещано.
Главное, однако, в другом. О какой борьбе с формализмом говорит Минобр, вводя отдельные уроки патриотизма? Быть может, дело обстоит с точностью до наоборот? И настоящий, от души, от сердца, патриотизм можно воспитывать, не прибегая к специальным урокам, а школа должна, в первую очередь, давать детям знания для дальнейшей учебы и работы? Может, такой подход, а не формально-шаблонное обучение любви к Родине принесет куда больше пользы?
Постижение логики этих новаций приводит к грустным и тревожным мыслям. Похоже, введение специального, унифицированного, стандартного патриотизма вызвано тем, что существующий патриотизм разнообразен и, скажем так, не обязательно соответствует политическому курсу государственного руководства. Проще говоря, Родину (во всяком случае, до сих пор) можно любить по-разному, порой отделяя любовь к России как стране от любви к России как государству. А любовь к Российскому государству, поддержка его лидеров тоже может быть со всякими «но» – можно всех вождей и все эпохи, а можно – по выбору.
Собственно, слово «выбор» здесь ключевое. И, кстати, он тоже может быть не безоговорочным, в полном соответствии с многозначным, «многоцветным» прошлым, настоящим и, без сомнения, будущим России.
Если же уроки патриотизма сведутся к обязательной поддержке нынешнего руководства, нынешнего курса, да еще и без дискуссий, сомнений, противопоставления различных точек зрения, то ничего, кроме вреда, эти новшества не принесут. Но если унификации и «политического одобрямса» не будет, то нужны ли отдельные уроки патриотизма вообще? Он ведь и без них буквально разлит в воздухе, тестами на любовь к Отчизне пропитана буквально вся наша жизнь, даже если мы порой не задумываемся на эту тему.
Вот лишь крохи из множества примеров. Патриотично ли поддерживать президента страны (фамилия в данном случае не имеет значения)? Да, конечно. А не поддерживать? Тоже – вы патриот своей Родины и, значит, хотите, чтобы у нас был другой глава государства. А что по этому поводу думают ревнители уроков патриотизма? Вопрос, похоже, риторический.
Или вот – нынешние события в Хабаровске. Кто-то старается, чтобы о них в стране знали как можно меньше людей. Патриотично? В понимании тех, кто старается, да (будем считать их искренними). Имеют право? Разумеется. Ну а те, кто считают, что замалчивать ни в коем случае нельзя, они что, враги народа? Но тогда в таких грехах можно заподозрить и первых.
Ну а внешняя политика, от которой во многом зависят и, как выражались в царские времена, «дела унутренние»… Впрочем, список разногласий обширен. И его смысл в том, что люди, стоящие на разных, порой диаметральных позициях, вправе считать себя патриотами одной и той же России.
Главное, чтобы людей объединяло другое – неравнодушие к судьбам Отечества, стремление сделать, как лучше для Родины (пусть у этого самого «лучше» разное содержание). И не было так, что слово «патриотизм», приобретая казенно-карьерный смысл, становясь символом неискренности и двоемыслия, означало нечто иное – уловить «веяние свыше», «понять, чего хочет начальство» и вовремя щелкнуть каблуками. Как это и было в последние годы Советской власти. Или уже не только тогда? И не приведут ли уроки школьного патриотизма «а ля 20-е годы XXI века» к повторению ошибок прошлого?
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»