Иркутская область: законы есть, наказаний не видно
Иркутская область: законы есть, наказаний не видно
По официальным данным, что с печальной регулярностью публикует МВД, число совершаемых в России мошенничеств растет ежегодно. На фоне того, что традиционные для нашей страны корыстно-насильственные преступления (грабежи и разбои, к примеру) во многом пошли на спад, именно мошенничества становятся негативным трендом в отечественной криминальной статистике. Причин тому несколько, а основная из них: растущий уровень жизни населения. Ведь к благополучию всегда тянутся разного рода криминальные элементы, в надежде поживиться лакомым куском.
Однако и здесь есть примета времени: теперь отличить преступника от честного человека стало намного сложнее, чем еще двадцать лет назад. Ушли в безвозвратное прошлое и кепки-восьмиклинки на уличной шпане 80-х, и кожаные куртки с толстыми цепями на бандитах из 90-х. Сегодня самый опасный преступник – это респектабельный внешне человек, на дорогом автомобиле, с хорошо поставленной речью и высшим образованием. Самые же опасные из них – с опытом службы в правоохранительной системе. Именно к этой категории и относятся те люди, на которых мы хотели бы сегодня обратить внимание всех, облечённых властью и правом принимать решения.
***
Мы не будем сегодня подробно останавливаться на всех вехах криминального пути широко известных в Иркутске граждан В.В. Кокоурова и Д.В. Копрянцева, а сосредоточимся исключительно на уголовно-правовой квалификации их действий. Отметим лишь, что первый в прошлом являлся сотрудником одной влиятельной спецслужбы, а второй имеет устойчивые связи с криминальным миром Иркутска. Само по себе это, конечно, не преступление – однако не может не вызывать некоторые вопросы. Впрочем, как эти люди встретились, и почему работают вместе, это тема для отдельного журналистского расследования.
А их было проведено немало, однако вот парадокс: ни одно из усилий журналистов, направленных на привлечение внимания к этим личностям, не увенчалось успехом. Даже в столь очевидном случае, как тот, о котором мы расскажем первым. Почему именно он? Потому что он разворачивается прямо сейчас.
Ещё 18.09.2019 года, то есть ровно год назад, Иркутский областной суд оставил в силе решение Октябрьского районного суда, которым самовольная постройка, возведенная в самом центре города, на улице Партизанской, 119, была определена к сносу. Предприимчивые граждане Дмитрий Копрянцев и некая Татьяна Субботина на месте старого бревенчатого дома, пользуясь недосмотром со стороны муниципальных властей, воздвигли пятиэтажное здание площадью под 1000 квадратных метров. Здание сейчас сдается в аренду под офисные помещения, благо расположение самостроя позволяет делать это с выгодой для себя, и приносит стабильный доход.
И все бы ничего, но еще в июне 2020 года было возбуждено исполнительное производство, в рамках которого здание должно быть снесено. И вот очередной парадокс: исполнительное производство 9067/20/38052-ИП от 11.06.2020 уже без малого четыре месяца как находится в производстве, а результата все нет. Более того, даже намека на какой-либо результат не предвидится. В этой связи хочется задать простой вопрос: а неужели требования ст. 315 УК РФ, устанавливающей ответственность за неисполнение судебного решения, в отношении отдельных граждан уже не действуют? Или судебный пристав-исполнитель в силу каких-то причин не смог дважды предупредить должника об уголовной ответственности за неисполнение решения суда?
Налицо – уголовно-наказуемое деяние, которое по неясным причинам игнорируется уполномоченными органами. Понятно, что в органах принудительного исполнения сейчас идет обновление кадрового состава, переход на новую модель несения службы и прочие организационные мероприятия, однако это еще не повод к тому, чтобы очевидно зарвавшиеся граждане уходили от установленной законом ответственности. А потому мы просим рассматривать настоящую публикацию как официальное обращение к УФССП России по Иркутской области.
***
Да и дела давно минувших дней, совершённые этими людьми, тоже продолжают оставаться актуальными. В свое время в Иркутской области широкое общественное звучание приобрела тема с рейдерским захватом туристической базы «Сибирская заимка», расположенной на 39 километре Байкальского тракта. Если кратко, то схема была следующей.
Бывший сотрудник прокуратуры, а впоследствии адвокат Д. Носков, сейчас находящийся под следствием за совершение мошенничества, совместно с другим иркутским адвокатом – Дмитрием Дмитриевым, учредили общественную организацию «Гражданская инициатива». Занималась она банальным шантажом: выявляла действительные и мнимые нарушения в экологической сфере, в сфере лесопользования и начинала планомерный прессинг выбранной жертвы. Если жертва соглашалась платить – то все претензии общественной организации снимались, как по мановению волшебной палочки. Если нет – то начиналась долгоиграющая история с судебными исками, общественным давлением и откровенными угрозами бизнесу.
Вообще-то, действующий УК РФ квалифицирует подобные действия как вымогательство, и прецеденты осуждения граждан за такую деятельность есть, однако с 2011 года никаких действий правоохранительными органами в этом направлении не предпринималось. Что и позволило в 2011 года Кокоурову и Копрянцеву, действовавшим совместно с «Гражданской инициативой», обеспечить захват туристической базы «Сибирская Заимка». Между прочим, в отношении И. Г. Истомина сразу же было возбуждено уголовное дело по ст. 315 УК РФ. Угрозами, шантажом и откровенным обманом Кокоуров и Копрянцев принудили владельца предприятия Ивана Истомина включить их в состав учредителей ООО «ИркутскБайкалИнтурСервис», пообещав при этом выплатить крупную денежную сумму.
Деньги в итоге выплачены не были. А И.Г. Истомин тайно смещён с должности генерального директора предприятия. С того момента на туристической базе началось и сегодня продолжается противостояние рейдерам. По самым скромным уголовно-правовым оценкам, налицо очевидное мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору – однако ни одно из многочисленных заявлений, направленных в правоохранительные органы, не было должным образом рассмотрено. Вынесенные по формальным основания, а точнее – из-за нежелания лиц, проводивших процессуальные проверки, работать, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела стали фактически индульгенцией для мошенников. Но ведь сроки давности по этим делам еще не вышли, и остается шанс привлечь негодяев к ответственности. Достаточно сказать, что уголовное дело, по которому сейчас находится под следствием адвокат Носков, относится к событиям 2013 года – а это означает, что и спустя семь лет есть реальная возможность собрать доказательную базу. Все необходимые документы для этого имеются в распоряжении редакции – и есть реальная надежда на то, что со сменой руководства города, региона и правоохранительных органов Иркутской области дело сдвинется с мертвой точки. В настоящее же время Кокоуров В. и Копрянцев Д. отказываются предоставлять И.Истомину документы и информацию о деятельности ООО «ИркутскБайкалИнтурСервис» (за период после незаконного отстранения его от управления обществом) несмотря на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14.10.2019 года по делу № А19-18212/2019 и исполнительное производство №8371/20/38052-ИП.
И это если не касаться морально-этического момента происходящего: бывший сотрудник спецслужб, бывший сотрудник прокуратуры, адвокат невнятной политической ориентации и человек с устойчивыми связями в криминальных кругах действуют сообща, захватывая туристическое предприятие, работающее по профилю без малого 30 лет. Захватывают с явным нарушением закона, и при полном попустительстве государственных органов – к сожалению, за последние годы в Иркутской области это становится приметой времени.
Ведь не только туристическая база «Сибирская заимка» стала мишенью для указанных рейдеров. Не закончилась ещё и история с ЗАО «Виктория-Лисиха», оно в свое время с грубейшими нарушениями возвело по схеме долевого строительства целый квартал по улице Байкальской. Все, как обычно: лишние надстроенные этажи, не введенные годами в эксплуатацию дома, перепрофилированные под жилые помещения чердаки и прочие ухищрения отечественных деятелей строительной сферы. Один из учредителей ЗАО – небезызвестный В. Кококуров, он же бывший генеральный директор ЗАО, упомянутый в этом материале уже не раз и не два. В настоящее время ЗАО банкротится. Конкурсное производство длится почти девять лет, его срок продлен до 19 октября 2020 года. В соответствии с действующим законодательством одним из правовых механизмов, обеспечивающих удовлетворение требований кредиторов при недостаточности конкурсной массы, является возможность привлечения руководителя должника и учредителей(акционеров)должника к субсидиарной ответственности по обязательствам должника. Такая ответственность руководителя по долгам возглавляемой им организации возникает вследствие причинения вреда кредиторам. Но вместо привлечения к субсидиарной ответственности Кокоурова В., согласно отчета конкурсного управляющего ЗАО «Виктория — Лисиха» Прудкого П.И. о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства по делу № А19-15136/10-76 по состоянию на 09.12.2019 (отчет об использовании денежных средств должника), бывшему генеральному директору производятся выплаты и компенсации, как, впрочем, и его родному брату Кокоурову С.В. Разве это соответствует требованиям п.2.1. ст.134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002.
Кроме того, согласно вышеуказанному закону решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов. Именно большинством голосов принимается, например, решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего. Большинство же голосов у Копрянцева Д., которому уступлены права требования кредиторов ЗАО, принадлежавшие брату и дочери бывшего генерального директора ЗАО Кококурова В., а также контролируемой им компании ООО «Инконель», что подтверждается определениями арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-15136/10 соответственно от 14.11.2018г.,16.01.2019 г., 19.04.2019г. и нашло отражение в реестре требований кредиторов ЗАО «Виктория -Лисиха» на 09 декабря 2019 г. Неизвестно проверялись ли: фактические отношения по данным сделкам, наличие признаков их мнимости, уплата родственниками Кокоурова В. и ООО «Инконель» налогов при уступке права требований кредитора. Ведь ООО Инконель, уступившее права требования кредитора Д. Копрянцеву (определение арбитражного суда Иркутской области от 19.04.2019 года по делу № А19-15136/10), по данным ЕГРЮЛ является учредителем ЗАО «Виктория –Лисиха», а Кокоуров В. участник данного общества, наследил и тут. В соответствии с сформировавшейся судебной практикой при определенных обстоятельствах аффилированному по отношению к должнику лицу может быть отказано во включении его требования в реестр. Но продолжает действовать известная схема: инициирование процедуры банкротства, назначение «своего» управляющего с помощью «аффилированных» кредиторов, включение их требований в реестр для получения уже последующего контроля за процедурой банкротства для полного освобождение виновных лиц от какой-либо ответственности за действия, которые привели к банкротству ЗАО. Сумма же текущих обязательств ЗАО «Виктория – Лисиха» перед кредиторами(на 09.12.2019 года) составляла 17 318 578,17руб., из которых 12 742 501,24 рублей — сумма текущих обязательств ЗАО «Виктория – Лисиха» перед Администрацией города Иркутска без учета уже включенных в реестр требований. Для удовлетворения судом ходатайства о передачи квартир дольщикам, им необходимо внести денежные средства в размере 17 318 578,17 рублей (пункт 39 вышеназванного Отчета конкурсного управляющего ЗАО «Виктория — Лисиха») для погашения текущей задолженности. Никаких перспектив получить сколько-нибудь адекватное возмещение у обманутых дольщиков нет, тем не менее никаких исков конкурсным управляющим или кредиторами ( в их числе Администрация города Иркутска) о привлечении бывшего генерального директора Кокоурова В.В. и солидарно учредителей (акционеров) ЗАО «Виктория – Лисиха» к субсидиарной ответственности по обязательствам ЗАО «Виктория-Лисиха» не предъявлено. Бюджету города Иркутска причинен особо крупный ущерб, но как и со сносом здания по Партизанской 119 действенных мер не принимается. Правоохранительные органы опять демонстрируют избирательную слепоту. Преднамеренное банкротство, на минуточку – это тоже уголовно-наказуемое деяние, и его тоже можно доказать. Но только, если этим вопросом заниматься, детально и внимательно работать со свидетелями и с документами, своевременно назначать соответствующие экспертизы. Ничего из перечисленного не делается вовсе – и уже не первый год очевидно совершенное криминальным дельцом преступление остается безнаказанным. Отчего же? Вопрос риторический.
***
Можно ещё много чего вспомнить из богатой криминальной биографии упомянутых граждан. Однако этой конкретики к настоящему моменту уже хватает как минимум на три уголовных дела. В ходе надлежащего расследования которых, несомненно, всплывут и иные эпизоды преступной деятельности, пока что укрытые от глаз общественности и судебно-следственной системы. Долгое время государство в лице правоохранительных органов фактически игнорирует деятельность мошенников и рейдеров, не исключено, что и по мотивам, лежащим в коррупционной плоскости.
Информационного агентства «СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТЁР» (регистрационный номер ИА № ФС 77 — 76716 от 24.09.2019)
От редакции:
Вновь избранный губернатор Иркутской области И. Кобзев провозгласил борьбу с коррупцией приоритетным направлением своей работы, и первые кадровые назначения, сделанные им, подтверждают эти слова. Редакция обращается к региональной власти с убедительной просьбой взять на контроль описанные ситуации и обеспечить надлежащее выполнение должностными лицами правоохранительных органов, упомянутых в этом материале, своих профессиональных обязанностей.