Журналистов ИА «Специальный репортер» привлекают к суду… за честность!

Специалисты ИА «Специальный репортер» не первый год разбираются в юридических хитросплетениях проблемных ситуаций Иркутска и Иркутской области. В практике было всякое: и громкие уголовные дела, где журналисты помогали правоохранительным органам установить личность виновных, и ситуации, когда благодаря нашему вмешательству невиновный получал защиту от ошибочной кары правосудия. Но одному правилу мы не изменяли никогда: честность перед самими собой.

Нет ни одного человека, кто смог бы упрекнуть информационное агентство в продажности или, того хуже, преступлении. Точнее, не было до недавнего времени. А теперь вот такой человек появился и уже в ближайшее время он собирается донести свою позицию суду. Мы горячо приветствуем цивилизованный способ разрешения трудностей, а пока хотим рассказать вам о том, почему так получилось, и что бывает, когда пытаешься купить журналистов, их об этом не предупредив.


Изображение

***

В 2020 году на электронную почту агентства обратился гражданин К. и рассказал леденящую душу историю об иркутском бизнесмене Викторе Романове, который якобы обобрал К. до нитки. В истории было все: шантаж, вымогательство, коррумпированные полицейские и судьи, беспомощная прокуратура и десятки пострадавших. Несмотря на то, что сама по себе фактура вызывала некоторые сомнения, специалисты юридического отдела решили поработать с гражданином, выяснив подробности.

В качестве «подробностей» К. предоставил без малого три сотни листов документации. Договоры, судебные решения, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и прочие, столь знакомые журналистам, специализирующимся на юридической тематике, документы. И это если не упоминать аудиофайлов с несколькими часами разговоров.


Изображение

С учетом того, что в среднем в месяц на почту агентства поступает около сотни обращений от граждан и организаций, изучать документы по каждому из них досконально у нас возможности нет. А делать публикации, основываясь лишь на поверхностном изучении материалов, журналисты ИА «Специальный репортер» себе позволить не могут. Безупречная репутация зарабатывается годами, а утрачивается за одну минуту. И потому выработалась следующая практика.

Если само по себе обращение видится нашим специалистам не слишком перспективным, то мы предлагаем обратившемуся оплатить работу юриста, который бы изучил представленные материалы и дал нам квалифицированное заключение: стоит брать материал в работу, или лучше вежливо отказать человеку. Нужно отметить, что бОльшая часть «липовых» обращающихся, кто хочет с помощью журналистов свести счеты с недругами, а не столкнулся с бедой по-настоящему, отсеиваются после этого сами собой…


Изображение

Но не таков оказался К. – он согласился оплатить работу юриста. Тот изучил вопрос подробно, дав редакции заключение: ситуация вовсе не столь однозначна, как хочет представить ее К. Что ж, однозначные ситуации в принципе в нашей практике встречаются редко. И мы, конечно же, обратились за комментариями к самому Виктору Романову – он оказался достаточно известным человеком, и найти его контакты проблемы не составило. Однако в силу роковой случайности именно в тот момент поговорить с ним не получилось – и было принято компромиссное решение.

Подготовив материал по предоставленным К. сведениям, журналисты отложили его на дальнюю полку. Ожидая, что рано или поздно, но Романов или его люди выйдут на связь, будет озвучено мнение второй стороны, и сложится объективная картина событий. Однако К. такой вариант не устраивало категорически: он звонил в редакцию ежедневно, требовал публикации здесь и сейчас, обещая взять все возможные риски на себя.


Изображение

В частности, речь шла о рисках судебных разбирательств – общеизвестно, что сегодня этот правовой институт работает в России гораздо эффективней, чем еще десяток лет назад. И потому перед публикацией мы всегда проверяем, будет ли у нас возможность отстоять свою правоту в суде, если таковой случится. К. уверенно утверждал, что мы можем рассчитывать на него в этом вопросе, и мы сделали ошибку номер один – поверили.

А потом сделали ошибку номер два – взяв с него плату за размещение материала, обозначив его как рекламный. То есть, выпущенный на коммерческой основе и отражающий точку зрения оплатившего рекламную площадь, а не точку зрения редакции. К. все это объяснялось не раз, но ему так хотелось как можно быстрее раскидать ссылку на «разоблачение» обидчика по всем друзьям и знакомым, что он согласился на предложенный вариант. Проницательный читатель уже догадался, что было дальше.

***

Через некоторое время с нами связались юристы Романова и обозначили свое несогласие с содержанием материала, предложив альтернативную точку зрения. Наши специалисты изучили представленные документы и убедились в том, что подозревали изначально: К. был с ними искренен, мягко говоря, не полностью. Юристы агентства провели переговоры с юристами бизнесмена, оценили перспективы судебных споров и обратились к К. с сакраментальным вопросом: «Вы же обещали взять на себя риски? Обещали. Вот они случились. Милости просим».

Однако выяснилось, что в представлении К. выражение «взять на себя риски» означало прийти в суд и рассказать там все то же, что он рассказывал нашим специалистам. Речи о предоставлении дополнительных документов, участии в юридических расходах и прочих, сопутствующих судебному процессу вещах, в его картине мира не шло вовсе. А в какой-то момент гражданин и вовсе перестал брать трубку, уйдя в глубокое подполье.


Изображение

Тогда редакция по рекомендации юристов сняла материал с публикации, не имея ни малейшего желания нести ответственность за действия К., который оказался вовсе не хозяином своим словам, а обыкновенным… трепачом. Решили вопрос с Виктором Романовым, извинились за возникшее недоразумение, пожали друг другу руки и разошлись. Было это в конце 2020 года. С того момента К. не было ни видно, ни слышно, и мы уже и думать забыли про него, как вдруг.

***

В начале января 2023 года, то есть спустя два года после событий, на ту же электронную почту приходит досудебная претензия, в которой К. требует восстановить «незаконно удаленную статью». А в телефонном разговоре и вовсе сетует на то, что он «купил журналистов и статью, а ее удалили». Все попытки объяснить, что он купил не статью, а только рекламное место – и мы готовы там разместить его рекламу, понимания не нашли. Гражданин впал в натуральную истерику и звонил ежедневно, требуя на разные лады сделать ему хорошо и вернуть удаленную публикацию обратно.

Если разобраться, то он обвиняет нас, как ни странно, в честности. Мы, в его понимании, получив деньги за размещение рекламного материала, должны были оболгать честного человека, несмотря на объективные доказательства честности последнего. То есть, вести себя в точности, как сам К. – передергивать факты, утаивать важные обстоятельства и наводить тень на плетень. Что сказать – не тех продавцов рекламы выбрал себе К., совсем не тех. Когда же до него дошло, что статью, не соответствующую объективной действительности, никто в нашем агентстве публиковать не собирается, он перешел к прямым угрозам…

Изображение

В какой-то момент в редакции даже возникла мысль обратиться в полицию – потому что звонки К. стали отчетливо походить на оказание давления в адрес средства массовой информации, но чувство жалости к несчастному и гуманизм перевесили. Теперь наш дружный коллектив с нетерпением ожидает суда, где гражданин будет рассказывать о том, как купил журналистов ИА «Специальный репортер», и как они ему коварно не продались.

Мы берем на себя торжественное обязательство объявить о дате первого судебного заседания по этому делу, и приглашаем на него всех желающих: полагаем, что в текущих условиях напряженной информационной повестки бесплатное представление в исполнении талантливого артиста разговорного жанра поможет отвлечься от серых будней.

***

Хотелось бы напомнить всем и каждому. Можно купить услугу по изучению материалов. Можно купить услугу по написанию статьи – журналистов-фрилансеров, работающих на вольных хлебах, сейчас достаточно. Можно даже купить место для размещения статьи. Но вот точка зрения и оценки журналиста в отношении тех или иных событий не продаются! Иначе вы имеете дело не с журналистом, а с представителем первой древнейшей профессии. И если нужны именно такого рода услуги, то обращаться стоит не в информационное агентство, а в агентство другого профиля. Там – помогут.

11:32
1.84K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.