Псевдорасследования от псевдожурналистов: источник заработка БАБРа

В разное время государство по-разному относилось к роли журналистов в системе государственных институтов. Были в нашей стране периоды, когда журналистика находилась под жестким контролем государственных и партийных органов, транслируя исключительно удобные для власти тезисы. Было и время настоящей вакханалии: достаточно вспомнить «святые 90-е», когда с полос газет и с телеэкрана нескончаемым потокам лились потоки грязи, в том числе, и в отношении первых лиц государства. Ни в первом, ни во втором случае не выигрывал никто, ни страна, ни народ, как аудитория средств массовой информации.

Последние полтора десятка лет в этой важной сфере найдена точка стабильности. Государство следит исключительно за соблюдением законодательства о СМИ, предоставляя тем самым журналистам свободу мнений и возможность свободного их выражения. Однако оказалось, что не все готовы этой свободой распорядиться достойно: одним из примеров этому является иркутский интернет-ресурс БАБР.

Начать следует с неожиданного: с юридической точки зрения БАБР средством массовой информации не является вовсе. По сведениям редакции, это была осознанная и последовательная позиция ее сбежавшего зарубеж главного редактора, Дмитрия Таевского. Он категорически не желал, чтобы к тем статьям, которые публикуются на портале, были применимы нормы закона о СМИ. Ведь это, в первую очередь, означает ответственность за сказанное, обязанность проверять публикуемые материалы. Всего этого редакция БАБРа делать по понятным причинам не желала.

Однако БАБР настойчиво изображает из себя полноценное СМИ, в первую очередь, в целях заработка. Но – не только, и именно о втором аспекте проблемы мы сегодня и поговорим. Дело в том, что с самого момента своего создания ресурс позиционировал себя как «независимая дискуссионная площадка», и в немалой степени специализировался на так называемых «журналистских расследованиях».

Термин читателю, наверняка, знаком – поскольку в этом жанре работает масса достойных профессионалов. Это и телекорреспонденты, и работники интернет-СМИ, и сотрудники печатных изданий. В норме, журналистское расследование – это результат кропотливого труда его автора, тщательного сбора и анализа информации, поиска неочевидных взаимосвязей, приводящих зачастую к неожиданным результатам. Однако под видом журналистского расследования у недобросовестных коллег появляется возможность публиковать, что угодно – создавая при этом иллюзию настоящей журналистской работы.

Именно это и стало источником заработка БАБРа, особенно по столь чувствительным темам, как уголовные дела. Или же, к примеру, коммерческие споры. Особенно ярко это проявилось несколько лет назад, когда на портале активно освещался конфликт между иркутскими предпринимателями Дмитрием Матвеевым и Татьяной Казаковой. Мы не будем сейчас вдаваться в историю этого противостояния, для интересующихся в сети информации предоставлено более, чем достаточно. Скажем лишь, что точка зрения, которую транслировал БАБР, была исключительно однобокой, а регулярность, с которой появлялись материалы, с очевидностью свидетельствовала об их заказном характере.

Изображение

По информации, имеющейся в нашем распоряжении, одна публикация на портале обходилась заказчику в скромные 60 000 рублей. За эти деньги до читателя доносилась тенденциозная и зачастую не отвечающая объективной действительности точка зрения на происходящие события. При этом материалы выходили, озаглавленные именно как «журналистские расследования», однако при их подготовке и написании в учет бралась позиция только одной из сторон. Той, что платит.

Однако когда заметный и пользующийся популярностью портал принимает позицию одной из сторон в корпоративном конфликте, это одно. При всей аморальности подобного поведения, оно укладывается в рыночное понимание журналисткой профессии – по меньшей мере, в тот его вариант, которого придерживается владелец и создатель БАБРа Дмитрий Таевский. Гораздо хуже, когда площадка принимает участие в политической борьбе, и на кону стоят не деньги предпринимателей, а – государство, как таковое.

БАБР не раз и не два был замечен в публикации т.н. «расследований» в отношении чиновников разных уровней, и далеко не всегда подобные публикации объяснялись желанием журналистов вскрыть факты злоупотреблений и прямого нарушения закона. Чаще всего конкретного заказчика за публикациями не просматривалось, и это означает, что целью публикации было не что иное, как дискредитация государственной власти в России в целом.

Нападки на губернаторов, министров регионального правительства, сотрудников администрации областного центра – они появлялись с завидной регулярностью, и чаще всего содержали не указание на конкретные факты и события, а создавали негативный информационный фон. Ведь давно известно, если дважды в день рассказывать человеку, что черное – это белое, то через некоторое время человек этому поверит. Именно этим принципом и пользуются журналисты БАБРа, год за годом.

Изображение

Но давайте зададимся вопросом, а кто и почему может быть заинтересован в подобной деятельности? Ответ очевиден и лежит на поверхности. Недружественные нашему государству силы, которые видят дестабилизацию обстановки внутри страны в качестве одного из наиболее эффективных инструментов политической борьбы. Мы уже рассказывали ранее о плотном и взаимовыгодном сотрудничестве БАБРа с экстремистами из числа сторонников А. Навального*, однако, как ни печально, только лишь этим сотрудничеством дело не ограничивается.

Есть все основания полагать, что некоторые публикации на портале финансировались напрямую из-за рубежа, и странным образом приурочивались к значимым внутриполитическим событиям. В особенности, подобная «активность вникуда» проявлялась и проявляется в преддверии выборов федерального уровня, когда для недружественных стран вопрос дестабилизации обстановки внутри России становится особенно актуальным. И валом начинают валить статьи про якобы имеющую место коррупцию и разложение государственного аппарата, появляются выдумки про злоупотребления чиновников и якобы их безнаказанность.

Потому как схема работает безотказно. Какими инструментами обладает правовое государство в подобной ситуации? Воздействие контрольно-надзорных органов исключается, так как БАБР – не СМИ. Значит, остается судебная процедура защиты доброго имени и деловой репутации. Но это – долгие месяцы судебных тяжб, а все то время, пока юристы состязаются в суде, лживая информация, поданная под видом журналистского расследования, остается в общем доступе и набирает просмотры.

Зарубежные кураторы остаются довольны, ложь остается в интернете навсегда, а в случае, когда совсем прижимает – БАБР просто удаляет оспариваемое «расследование» и делает вид, что ничего не произошло. До следующего раза. Что это, если не осознанная подрывная деятельность, направленная против Российской Федерации?

В этой связи возникает только один вопрос, который не может не встать у каждого думающего человека. А как так получилось, что у Дмитрия Таевского и его коллег по криминальному бизнесу есть возможность годами проворачивать подобные махинации, оставаться неприкосновенным? На этот вопрос у нас ответа нет, однако мы полагаем, что его поиском самое время заняться сотрудникам профильных специальных служб.

Потому что сегодня, в условиях СВО, в условиях, когда Россия ведет полномасштабные боевые действия, подобное не просто недопустимо. Это – преступно и означает предательство интересов Родины. Понятно, что для сотрудников портала, разъехавшихся по недружественным юрисдикциям, само по себе слово «Родина» не значит ничего, однако это еще не повод к тому, чтобы позволять подобному бизнесу процветать дальше.

Мы надеемся, что сотрудники компетентных ведомств обратят внимание на сложившуюся вокруг портала БАБР ситуацию, и пресекут его антигосударственную деятельность, не дожидаясь, пока она станет серьезной проблемой для нашей страны в целом, и Иркутской области – в частности. Ведь использование пометки «журналистское расследование» на откровенно заказных материалах – это дискредитация ответственной и почетной профессии журналиста, и открытая ложь читателю. Тому самому, ради которого работают настоящие, а не фиктивные журналисты.

* включен в реестр в реестр организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

18:23 Оксана Αвдеева
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.