Надо ли спасать кабаргу в Иркутской области: мнения власти и учёных не сходятся
Российская Федерация сейчас находится в непростой экономической ситуации. Подобные процессы мы наблюдали в начале 90-х, когда под внешним влиянием народ довели до обнищания, а затем осуществить попытку уничтожить государство. Все это стоило тысяч и тысяч человеческих жизней, поломанных судеб и упущенных возможностей.
Сейчас важно, проанализировать опыт прошлого, чтобы не допустить аналогичных ошибок. Нельзя допускать разобщения народа, не стоит своими руками разрушать экономику страны.
Санкции и ограничения уже стали чем-то привычным. Никого не удивляет, когда западные партнеры объявляют об очередном пакете.
Очевидно, что для здоровой экономики требуются налаженные торговые связи с другими странами. Отечественных мощностей и ресурсов достаточно, чтобы реализовывать их за рубеж. Вырученные средства, как и сейчас, должны направляться на различные нужды, в том числе социальные.
Важно не забывать о необходимости возобновлять ресурсы, если речь идет о флоре и фауне. В данном направлении лучше всего опираться на работу научного сектора. К счастью, «утечки мозгов» за рубеж в России сейчас не наблюдается. Можно только гордиться работой и опытных, и начинающих специалистов.
Современные реалии подчас могут быть не столь радужными. Фиксируются случаи, когда действующие представители властных структур противостоят не только доводам ученых, специалистов, но и здравому смыслу. Остается только догадываться, почему «слуги народа» пытаются навредить тем, для кого они и работают.
Например, можно обратить внимание на ситуацию с добычей кабарги на территории Иркутской области. У самцов этих небольших оленевидныхживотных имеется мускусная железа. Именно она является основной целью добычи.
Ареал обитания кабарги расположен на территории Западного Прибайкалья. Особенно высока ее численность, по подсчетам ученых, в Тофаларии, Бодайбинском и Мамско-Чуйском районах.
Добыча кабарги способна решать сразу несколько важнейших региональных задач, а именно:
1. Социальная. Охотники, особенно, проживающие на труднодоступных территориях, получают возможность получать вознаграждение за добытых самцов кабарги. Люди на эти деньги содержат семьи. К сожалению, иных способов катастрофически мало. Там и мобильная связь не везде ловит, что уж говорить об обеспеченности рабочими местами.
2. Экономическая.Мускусная железа содержит особый секрет. Он используется и в медицине, и в парфюмерии, и в иных сферах. Ежегодно Российская Федерация экспортирует десятки килограммов мускуса. Особо его ценят в Восточной Азии. Самыми крупными покупателями являются Южная Корея и Китай. Торговля приносит в бюджет федерации сотни тысяч рублей.
Стоит уточнить, западные рынки сейчас блокируют сбыт товаров в отличии от рынка сбыта стран Восточной Азии. Не так давно этот рынок был теневым, сейчас он выведен в цивилизованный сектор и вырученные средства с легальной добычи кабарги пополняют экономику страны.
3. Биологическая. Кабарга – зверь специфический. Дело в том, что их рацион питания на 80% состоит из наземных и древесных лишайников. При стремительном росте популяции ученые наблюдают сначала массовый мор от недоедания. После природа начинает регулировать рождаемость: самочки рожают не двух-трех, а одного детеныша. Более того, ареал обитания кабарги существенно не сдвигается, это опять же объясняется рационом питания.
На все указанные аспекты уже около трех лет назад перестала обращать внимание Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области. (Далее – Служба) Новое руководство, вероятно, заняло позицию навредить, а не помочь.
Сначала проблемы начали возникать у охотников из тофаларских поселков. Людям не выдали в требуемом объеме разрешений и, фактически, поставили под угрозу сам факт их выживания на удаленной от областного центра территории.
Позже начали происходить недопонимания с научным миром. Служба, не имея должных оснований, выдвинула предложение занести кабаргу в Красную книгу Иркутской области. Специалисты, которые десятки лет изучают популяцию кабарги, объясняют, что никакой угрозы для животных этого вида от промысловой охоты нет.
Включать кабаргу в список особо охраняемых даже опасно. Это подтвердила и федеральная комиссия, которая рассматривала инициативу по внесению зверя в Красную Книгу Российской Федерации. Специалисты не нашли оснований для включения кабарги в этот список. После отказа Служба инициировала аналогичные попытки на региональном уровне.
«О запрете добычи даже говорить не стоит. В Иркутской области кабарга — это один из самых многочисленных видов. Поэтому надо его просто умно использовать и умно, как говорится, вывозить продукцию на экспорт. И еще Охотнадзору нужно решить вопрос с выдачей справок, иначе на самом деле будет социальный взрыв», — прокомментировал ситуацию представитель УМЦ «Сибохотнаука» Борис Дицевич.
Отметим, что и ученые, и охотники не первый раз пытаются выстроить диалог со Службой. Для этого были организованы круглые столы, конференции. Представители власти присутствовали и даже давали обещания, но вот реальных действий никто так и не дождался.
10 мая 2023 года состоялось научно-производственное совещание на тему: «Современные проблемы, перспективы развития и поддержки охотничьего хозяйства Иркутской области». Итогом встречистали следующие решения, которые зафиксированы в протоколе:
1. За первый квартал 2024 года Служба должна организовать работу по повышению качества проводимых мероприятий по учету численности охотничьих ресурсов и среды их обитания в охотничьих угодьях Иркутской области.
2. До 30 июня 2023 года Службе направить запросы в адреса охотпользователей, научных и природоохранных учреждений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку и реализацию продукции охоты, глав муниципальных образований.
3. До 30 июня 2023 года Службе подготовить распоряжение о создании рабочей группы по разработке и реализации плана мероприятий по развитию охотничьего хозяйства в Иркутской области.
Сейчас вторая половина 2024 года, но ничего из указанного выше не выполнено. В рамках подготовки материала ИА «Специальный репортер» направило в Службу официальный запрос, ответа в установленный законом срок получено не было.
Ученые и охотпользователи призывают Службу к продуктивному диалогу. Работы в лесах Иркутской области достаточно. Например, той же кабарге угрожает растущая популяция волков. Медведи все чаще стали выходить к жилым домам. Все это – угроза реальная, а не выдуманная.
Однако по какой-то причине представители власти отвергают возможность конструктивного диалога. Почему же так настойчиво повторяются попытки сократить официальную добычу кабарги? На этот вопрос ранее уже был дан ответ: деньги.
«1,8 млрд рублей крутится на этом рынке. Для охотничьего хозяйства это жизнеопределяющие суммы. Отсюда очень простой вывод: для того, чтобы контролировать процесс, кабаргу надо добывать. Запретим кабаргу — на следующий год нелегально вывезут полтонны струи кабарги. Мы это уже проходили. Но только люди получат не 2,5 тысячи рублей, а 700 рублей за г и пойдут добывать ее больше», — пояснял доцент кафедры охотоведения и биоэкологии ИрГАУ Юрий Вашукевич.
Не исключено, что очередной всплеск активности работы в сфере «защиты кабарги» можно объяснить желанием аффилированных лиц вернуть добычу струи в нелегальное русло. Более того, дополнительным доводом, подтверждающим данное убеждение, можно считать давление на компании, работающие официально. В их отношении проводятся многочисленные проверки, сообщается о давлении.
Ситуация обострилась настолько, что представителей официальных компаний пытаются очернить, используя незаконные методы.
Редактору ИА «Специальный репортер» поступал звонок от некого товарища Константинова. Он попытался договориться о публикации контента негативного характера в отношении Виктора Романова – предпринимателя, который много лет легально работает в сфере использования охотресурсов. После того как Константинов осознал, что у него не получилось склонить информационное агентство «дружить против Романова», он начинает распространять ссылку на наспех сделанный пост в «Дзен». Причём иллюстрацией к посту умудрились опубликовать картинку «Перед обыском», нарисованную художником Сергеем Захаровым, который всё делает для того, чтоб в своём художестве дискредитировать правоохранительные органы РФ.
Если и такой вариант давления не прошел, то остается только догадываться, на что пойдут те, кого интересует «черный» рынок кабарги.
Важно осознать, что проблема намного масштабнее. Получается, что из-за личной выгоды или каких-то предубеждений, происходит намеренный развал одной из важнейших сфер. Необходимо сконцентрироваться и не пропустить момента, когда что-то предпринимать уже будет слишком поздно.
Резюмируя все сказанное выше, стоит обратить внимание на важные шаги, которые следует предпринять в первую очередь:
1. Не допускать ошибочного внесения кабарги в Красную книгу Иркутской области.
2. Сконцентрировать внимание на проблемах, которые все еще есть: стремительное размножение волков, отсутствие механизмов для подсчета численности животных, участившиеся выходы медведей к людям.
3. Остановить давление на тех, кто работает с охотпользователями официально.
4. Службе обратить особое внимание на доводы ученых, которые не раз пытались выстроить диалог с представителями власти.
5. Службе важно не игнорировать просьбы и заявления людей, которые «живут охотой» — представителей малочисленных народов Иркутской области.
Важно сплотиться и двигаться в одном направлении – вперед, к светлому будущему для людей на их Родине.
Информационное агентство «СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТЁР» (Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ИА № ФС 77 — 76716 от 24.09.2019). 16 +