Не настоящая взятка: как сотрудники транспортной полиции оказались на острие борьбы с коррупцией

Убийство с отягчающими обстоятельствами. Мошенничество в особо крупном размере. Превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия. За эти преступления, в соответствии с уголовным кодексом России, можно назначить наказание в виде 8 лет лишения свободы. А еще, как оказалось, можно взять у коллеги 30 тысяч рублей, и получить те же самые восемь лет – просто потому, что в правоохранительных органах России идет реформа, и следователю с прокурором нужно показать свою значимость. О том, как в Иркутске борются с коррупцией, и почему кто-то получает восемь лет строгого режима, а кто-то – четыре года условно, в нашем сегодняшнем материале.

***

Осень 2021 года у оперативника транспортной полиции Максима Черношеева получилась неудачной – развод с женой и финансовые трудности радости не добавляют никому. Поэтому, когда в ноябре старшего лейтенанта полиции включили в рейдовую группу, которая еженедельно патрулировала Осинский район, он это воспринял как возможность заработать – и нужно сказать, что на первом этапе у него это получилось.

Черношеев – оперативник ОБЭП, старшим рейдовой группы был назначен майор Денис Сухарев, а роль водителя выполнял бывший сотрудник ППС Дмитрий Шинкоренко, с заочным юридическим образованием и нулевым оперативным опытом. В таком составе на служебном автомобиле полицейские и выехали в рейд 19 ноября 2021 года, в ходе которого остановили лесовоз – и проверкой сопроводительных документов на древесину занялся именно Черношеев, как человек, имеющий соответствующий опыт.

Здесь нужно сделать пояснение: изначально никто полицейским выявления преступлений и административных правонарушений, связанных именно с лесом, не поручал. В документах, которые составлялись при выезде в рейд, такой цели не обозначалось, и более того – даже бланки протоколов об административных правонарушениях, которые стандартно заполняют сотрудники полиции, с собой у рейдовой группы отсутствовали. И тот лесовоз, с водителем которого общался Черношеев, просто попался навстречу – предметно его никто не искал.

В ходе общения Черношеев увидел в документах небольшие шероховатости, которых было достаточно, чтобы поставить лесовоз со всем грузом на штрафстоянку – и он сообщил об этом водителю. Тот связался с хозяином груза, представитель котороого вскоре подъехал на место – им оказался некий Дмитрий Сокольников, который, признав наличие нарушений в документах, согласился расплатиться за допущенные ошибки на месте. Не много ни мало, а 90 000 рублей – именно столько он передал наличными Черношееву, который впоследствии разделил сумму на троих, передав по 30 тысяч рублей коллегам.

При этом, если опираться на показания Дениса Сухарева, то ему факт получения денежных средств от предпринимателя Черношеев объяснил оперативной комбинацией – якобы таким образом налаживается контакт с бизнесменом-лесником, который впоследствии сможет дать оперативно-значимую информацию о преступлениях в лесной сфере на территории обслуживания. Сколь сомнительным не казалось бы подобное объяснение, но для Сухарева его оказалось достаточным – и деньги он взял. Ровно тридцать тысяч рублей, которые изменили его жизнь навсегда.

А вот Черношееву тридцати тысяч рублей не хватило – и потому останавливаться на сделанном он не собирался. Уже 10 декабря, в рамках аналогичного рейда, сотрудники вновь встретили в Осинском районе лесовоз, и Черношеев решил его «отработать» по аналогичной схеме. Проверка документов – небольшие нарушения – предложение договориться. Проблема была в другом – хозяин лесовоза оказался тем же самым, кто уже расплатился с полицейскими парой недель раньше, и давать деньги повторно он желанием не горел. Поэтому он взял себе время на «подумать» — сказавшись, что подъехать не может, и тут Черношеева, как выражаются в некоторых кругах, «заклинило».

Он начал звонить Сокольнкову ежедневно и спрашивать, когда же тот переведет денежные средства. Более того, забыв о том, что он является сотрудником транспортной полиции – транспортной, а не территориальной, Черношеев начал предлагать бизнесмену ежемесячно платить за спокойный проезд лесовозов – хотя ни в теории, ни на практике обеспечить «крышу» предпринимателю не мог. Объяснение этому может быть только одно: человеку в моменте были крайне нужны деньги. И косвенное тому подтверждение возымело место 16 декабря, когда Сокольников все же приехал на встречу с Черношеевым и привез деньги.

Правда, приехал не один, а в компании с сотрудниками собственной безопасности полиции – деньги были меченые, а на самом Сокольникове висела звукозаписывающая техника. Черношеев же тоже приехал на встречу не один – в машине его ждала новая пассия… Впереди планировался совместный отпуск, и деньги оперативнику были нужны срочно – вероятнее всего, именно этим и объяснялась та спешка, с которой он фактически вымогал очередные 90 тысяч рублей у Сокольникова.

Дальше все было просто: меченые деньги изъяли из кармана куртки, был составлен протокол, Черношеев сознался во всем, и вот тут мы вступаем в область предположений. Вероятнее всего, ему предложили указать на коллег, как на участвовавших в его мутных схемах, взамен на максимально мягкие условия для себя, и он согласился.

Посудите сами: разве мог бы опытный оперативник Сухарев, со стажем больше десяти дет и серьезным опытом участия, в том числе и в громких делах, так глупо подставиться, ради тридцати тысяч рублей? По сути, просто на ровном месте потерять погоны, должность, зарплату, а в перспективе – и пенсию? Звучит крайне маловероятно.

При этом, если мы взглянем на приговор суда, который был вынесен 19 декабря 2022 – то удивлению не будет предела. Черношеев, который по сути явился инициатором всей схемы, который вел переговоры и фактически вымогал деньги у бизнесмена, получил 4 года условно – выйдя из зала суда своими ногами. А люди, которых он подставил из-за собственной жадности и желания красивой жизни здесь и сейчас, были взяты под стражу в зале суда. Денис Сухарев приговорен к 8 годам лишения свободы строгого режима, а выполнявший роль водителя Дмитрий Шинкоренко – к 7 с половиной.

При этом следует особо отметить, что суд очень избирательно подошел к изучению личностей подсудимых. Так, к примеру, «исключительно положительные характеристики» Черношеева вкупе с тем фактом, что он, находясь какое-то время под стражей до приговора суда, «достиг определенной степени исправления», легли в основу приговора и условного срока. А, скажем, трое несовершеннолетних детей Дениса Сухарева вообще в приговоре не упомянуты – хотя, если смотреть на вещи трезво, то его вина заключается только в неаккуратности и том, что он доверился коллеге. Спиной к которому было лучше не поворачиваться.

***

А теперь – пару слов о подоплеке событий. Дело в том, что последние несколько лет в правоохранительной среде циркулируют слухи о предстоящей ликвидации транспортных подразделений правоохраны: полиции, прокуратуры, следственного комитета. И сейчас те люди, кто носят погоны этих ведомств, находятся в подвешенном состоянии – непонятно, не будут ли они ликвидированы буквально завтра, и не окажутся ли, условно говоря, « на морозе».

А это, на минутку, не одна тысяча человек, которым прямо сейчас, в моменте, необходимо доказывать собственную значимость и нужность – и именно поэтому, по нашему мнению, государственный обвинитель на суде запросил наказание в виде 12 лет лишения свободы. Здесь для неискушенного читателя стоит напомнить, что за убийство и изнасилование дают – кратно меньше.

Именно поэтому и следствие пошло по пути вменения наиболее тяжкого состава, хотя еще на этапе следствия действия осужденных были в какой-то момент квалифицированы, как мошенничество, а не как взятка. Но мошенничество – не отвечало интересам руководства следственного управления, которое как раз тогда было укрупнено, и не один полковник потерял теплый кабинет.

В результате, опера из нашей истории просто оказались не в то время и не в том месте. Никому не пожелаешь попасть под «кампанию по борьбе с…».

***

Приговор пока что в законную силу не вступил, и у апелляционной инстанции еще есть шанс изменить явно тенденциозное и не вполне справедливое решение нижестоящего суда. Будет это сделано или нет, покажет время, но эта публикация – явно не последняя из тех, что будут посвящены этому уголовному делу.

Информационное агентство «СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТЁР» (Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ИА № ФС 77 — 76716 от 24.09.2019). 16 +

Источник:
https://pressuse.com/novosti/ne-nastojaschaja-vzjatka-kak-sotrudniki-.html
09:36
12.79K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.